Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
24.07.2014
- Правомерны ли заключение и оплата казенным учреждением контракта, которым предусмотрена оплата услуг добровольного медицинского страхования работников учреждения за счет лимитов бюджетных обязательств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Контракт на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников учреждения за счет средств федерального бюджета может быть заключен казенным учреждением, если расходы на такие цели предусмотрены документами, являющимися правовым основанием для выделения получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Обоснование вывода:
Казенное учреждение является получателем бюджетных средств (участником бюджетного процесса) и находится в ведении уполномоченного органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено действующим законодательством (ст. 6, п. 1 ст. 161 БК РФ).
Заключение и оплата федеральным казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). Бюджетная смета ведется в соответствии со ст. 221 БК РФ, согласно п. 2 которой утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до получателя бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств.
На основании п. 3 и п. 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения (далее - Общие требования), утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, под составлением сметы понимается установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы (п. 6 Общих требований).
Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей (п. 4 Общих требований).
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать следующий вывод: вопрос о возможности осуществления за счет средств федерального бюджета расходов на добровольное медицинское страхование работников учреждения относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств. Реализуя данные полномочия, главные распорядители бюджетных средств включают (не включают) в бюджетную смету казенного учреждения соответствующие направления расходов исходя из направлений расходования средств, предусмотренных при утверждении соответствующих бюджетов.
Таким образом, получатель осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, которая, по сути, является документом, содержащим задание уполномоченного органа власти о направлениях и объемах расходования средств в соответствии с экономическим содержанием конкретных расходов. Следовательно, документами, определяющими условия расходования бюджетных средств, прежде всего будут:
- бюджетная смета (с прилагаемыми к ней расшифровками);
- сводная бюджетная роспись, бюджетная роспись;
- закон о бюджете.
Этими документами определяется возможность осуществления конкретным получателем бюджетных средств тех или иных расходов (смотрите, например, письма Минфина России от 18.05.2009 N 02-03-09/2039, от 13.12.2011 N 14-01-07/151-1301-1455).
Следовательно, при наличии лимитов бюджетных обязательств по соответствующей статье (подстатье) КОСГУ и соблюдении всех установленных законодательством процедур размещения заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд учреждение вправе заключить контракт добровольного медицинского страхования работников учреждения.
Явное неотражение определенных расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации в бюджетной смете (обоснованиях, расчетах к ней) может послужить основанием для претензий со стороны контролирующих органов.
Напомним, что одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных ст. 28 БК РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Поэтому, если ни законом (решением) о бюджете, ни сметой такие расходы не предусмотрены, их лучше не осуществлять во избежание признания их нецелевыми.
В соответствии с п. 4 ст. 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя относятся осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований. Поэтому в отдельных случаях, когда из бюджетной сметы и закона о бюджете явно не следует, что такие расходы не предусмотрены, анализ документов главного распорядителя, обосновывающих объемы расходов при их планировании, может помочь установить, закладывались ли такие расходы при их планировании.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
7 июля 2014 г.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним