Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
25.07.2014
- Муниципальное учреждение реорганизовано в автономную некоммерческую организацию. Учитываются ли у реорганизованной организации при расчете предельной величины базы для начисления страховых взносов суммы выплат работникам, произведенным до реорганизации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С учетом преобладающей по данному вопросу положительной арбитражной практики мы полагаем, что реорганизованная организация при расчете предельной величины базы для начисления страховых взносов вправе учесть суммы выплат работникам до реорганизации.
Обоснование позиции:
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
В силу части пятой ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ.
Здесь же отметим, что в 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 624 000 рублей (ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101).
В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (ч. 16 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
В письме Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19 разъясняется, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации. При реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
Схожий подход прослеживается и в абзаце втором п. 3.5.3 Порядка организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступивших от плательщиков страховых взносов - реорганизованных юридических лиц, утвержденного распоряжением Правления ПФР от 18.04.2013 N 137р (далее - Порядок), согласно которому у плательщика-правопреемника в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня ее государственной регистрации (смотрите также разъяснения специалистов ПФР в материале Вопрос: Организация изменила организационно-правовую форму. В каком порядке правопреемник должен уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды? ("Финансы", N 10, октябрь 2013 г.)).
В поддержку такого подхода можно привести постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 N 13АП-22511/11, в котором суд указал, что письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19 не является разъяснением в смысле, придаваемом этому понятию ч. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731. В то же время суд согласился с описанным в письме порядком определения предельной величины базы для начисления страховых взносов, указав на то, что никаких неясностей по вопросу порядка определения базы для начисления страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, которые созданы после начала календарного года, Закон N 212-ФЗ не содержит.
Однако в арбитражной практике преобладает иной подход к рассматриваемому вопросу. Здесь же отметим, что в абзаце первом п. 3.5.3 Порядка прописано, что при представлении отчетности плательщиком-правопреемником территориальный орган ПФР проверяет указанную отчетность, в том числе на предмет отсутствия неправомерно учтенных выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников реорганизованного юридического лица, при определении базы для начисления страховых взносов, за исключением случаев, когда такой учет произведен по решению суда. Получается, что ПФР учтет суммы взносов, начисленных в пользу работников реорганизованной организации правопредшественником, если правомерность их включения в базу для начисления подтвердит суд.
Суды с учетом того, что действие трудовых договоров с работниками при реорганизации не прекращается, приходят к выводам, что правопреемник вправе при расчёте базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией (смотрите, например, определения ВАС РФ от 11.06.2014 N ВАС-6739/14, от 16.10.2013 N ВАС-14361/13, постановления ФАС Московского округа от 28.05.2014 N Ф05-4753/14 по делу N А41-33862/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2013 N Ф02-5476/13 по делу N А19-2568/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 18.09.2013 N Ф01-10756/13 по делу N А29-10808/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 N 09АП-25293/13, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 N 12АП-2057/13, от 31.05.2013 N 12АП-2190/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 N 13АП-3236/13).
В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2014 N Ф03-6286/13 по делу N А37-419/2013 указывается, что факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников. Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора. Поскольку при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя, то выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации. Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения. При этом Законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.
Также отметим, что суды отклоняют доводы о том, что Закон N 212-ФЗ не предусматривает правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации, как не соответствующие действительному содержанию содержащихся в указанном законе норм (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 N 18АП-2629/14).
Признаются несостоятельными ссылки на письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19 (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 N 02АП-2832/13). А в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 N 10АП-11509/13 суд указал на то, что ссылка пенсионного фонда на отсутствие технической возможности учесть страховые взносы по обществу при расчете страховых взносов по его правопреемнику, не соответствует п. 2.1 Порядка.
Таким образом, суды приходят к выводу, что при реорганизации для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками, а именно прекращаются ли они или нет. Так, например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 N 17АП-5286/14 судьи подтвердили, что факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников. Однако, поскольку в рассматриваемом случае, имевшиеся ранее трудовые отношения с работником были расторгнуты и между работником и новым страхователем заключен новый трудовой договора, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для учета в базе выплат, произведенных в пользу работника другим работодателем.
Таким образом, вопрос о порядке начисления страховых взносов в рассматриваемой ситуации является спорным. С учетом преобладающей по данному вопросу положительной арбитражной практики мы полагаем, что реорганизованная организация при расчете предельной величины базы для начисления страховых взносов вправе учесть суммы выплат работникам до реорганизации.
К сведению:
Хотелось бы обратить Ваше внимание на Проект федерального закона N 187720-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Проект закона N 187720-6).
Проект закона N 187720-6 был принят Госдумой в первом чтении 02.07.2013. Было предложено внести в ст. 10 Закона N 212-ФЗ изменение, дополнив ее предложением, что "...организации при расчете базы для начисления страховых взносов учитывают выплаты, произведенные с начала расчетного периода в пользу работников организаций, реорганизованных в форме выделения, и работников присоединенных организаций".
В Официальном отзыве Правительства РФ на Проект закона N 187720-6 сказано, что вопрос учета выплат, произведенных с начала расчетного периода в пользу работников организаций, реорганизованных в форме выделения, и работников присоединенных организаций, заслуживает внимания, однако он должен решаться с учетом совершенствования персонифицированного учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, принятие законопроекта создаст прецедент для постановки аналогичного вопроса в отношении организаций, использующих другие формы реорганизации (слияние, разделение, преобразование). Смотрите также Пояснительную записку к Проекту закона N 187720-6.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Особенности определения базы для начисления страховых взносов и ее предельной величины.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
8 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним