Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

29.07.2014
ВОПРОС:
Работник имеет диплом 2000 года о высшем образовании, полученный в Казахстане. Каков общий порядок использования документов о высшем образовании, выданных в Республике Казахстан, на территории РФ?
ОТВЕТ:

1. В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, предъявляет работодателю в том числе документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Согласно части первой ст. 331 ТК РФ педагогическую деятельность могут осуществлять лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). Так, в силу ст. 46 Закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, указан в части второй ст. 331 ТК РФ.

Использование иностранных документов об образовании на территории РФ регламентировано в ст. 107 Закона N 273-ФЗ.

В силу части 1 ст. 107 Закона N 273-ФЗ признание в РФ иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством РФ.

Согласно части 2 ст. 107 Закона N 273-ФЗ под признанием в Российской Федерации (далее - РФ) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в РФ, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством РФ прав. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в РФ, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

В силу части 3 ст. 107 Закона N 273-ФЗ в РФ признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, поименованных в Перечне иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1694-р.

Согласно части 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляет Рособрнадзор в соответствии с положениями Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2013 г. N 1391 (далее - Административный регламент).

Однако, как следует из части 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, признание иностранного образования в указанном порядке требуется только в том случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 ст. 107 Закона N 273-ФЗ.

В силу ст. 31 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва, 25 мая 1992 г.) стороны подтверждают равный статус выданных их гражданам документов об образовании, ученых степенях и званиях и не допускают ограничений в их применении на своих территориях.

Также между Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации имеется соответствующее Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 24 ноября 1998 г.; далее - Соглашение), в соответствии с которым документы о высшем образовании, выдаваемые государствами-подписантами, взаимно признаются указанными государствами и эквивалентны, в том числе при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании (ст.ст. 8-10).

Исходя из буквального толкования приведенных норм следует, что если учреждение образование Республики Казахстан, выдавшее документ об образовании, отвечает критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании, то признания данного документа в рамках процедур, предусмотренных Административным регламентом, не требуется.

Отметим, что статья 13 Соглашения устанавливает порядок формирования органа по взаимному признанию документов об образовании, однако статус, компетенция данного органа, критерии соответствия учреждений образования не определены на уровне международных норм права. Решением Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества от 19 сентября 2002 г. N 146 утвержден лишь проект Положения о Совете по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и его составе.

Кроме того, положения ст. 107 Закона N 273-ФЗ, Административного регламента не содержат требования об установлении эквивалентности документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, устанавливая только требование по их признанию. Вышеприведенное же Соглашение, помимо указания на признание документов об образовании, выданных государствами-подписантами, содержит формулировку об эквивалентности данных документов, не раскрывая содержания данного понятия.

Указанные пробелы в нормативном регулировании, по нашему мнению, не позволяют дать однозначного ответа на вопрос о необходимости признания документов об образовании, выданных на территории Республики Казахстан, в рамках процедур, предусмотренных Административным регламентом.

2. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участницами Гаагской Конвенции от 05 октября 1961 г. (далее - Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.

В силу ст. 2 Конвенции подписавшие ее государства освободили от дипломатической и консульской легализации документы, на которых распространяется действие Конвенции.

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение данной функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (ст. 3 Конвенции).

В соответствии со ст. 12 Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Москва, 29 марта 1996 г.), сторонами которого являются в том числе Россия и Казахстан, данные государства взаимно признают без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении ученой степени и ученого звания.

Соответственно, по нашему мнению, документы об образовании, выданные в Республике Казахстан, не требуют дополнительной легализации или проставления апостиля.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Першина Елена

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел

9 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики