Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
30.07.2014
- Физическое лицо оплатило медицинские услуги наличными деньгами. Может ли бюджетное учреждение сделать возврат денежных средств за неоказанные медицинские услуги физическому лицу из кассы учреждения без внесения их на соответствующий лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат бюджетным учреждением денежных средств физическому лицу за неоказанные медицинские услуги, оплаченные им ранее наличными деньгами, без внесения на соответствующий лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства не противоречит требованиям действующего законодательства.
Обоснование вывода:
Согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение вправе в установленном порядке выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, а также осуществлять иные виды деятельности (с определенными ограничениями).
По общему правилу, предусмотренному п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им средствами через лицевые счета, открываемые в территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).
Доходы бюджетных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования их имущества (ст. 120, 296, 298 ГК РФ; ст.ст. 9.2, 26 Закона N 7-ФЗ).
С 1 июня 2014 года действует Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указания N 3210-У), которым руководствуются бюджетные учреждения с учетом особенностей, установленных Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Положения Указания N 3210-У содержат требования о том, что:
- поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004 (абзац 1 п. 4.6 Указаний N 3210-У);
- записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег) (абзац 3 п. 4.6 Указаний N 3210-У);
- накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается, за исключением случаев, установленных в абзаце 8 п. 2 Указаний N 3210-У);
- денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым-пятым п. 2 Указаний N 3210-У лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами, юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках (абзац 7 п. 2 Указаний N 3210-У).
Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета по которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, установлены приказом Минфина РФ от 31.12.2010 N 199н (далее - Приказ N 199н). Согласно п. 30, 31 Приказа N 199н неиспользованные наличные деньги по видам средств вносятся на соответствующий лицевой счет.
В соответствии с п. 2 Указаний Банка России от 07.10.2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указания N 3073-У) наличные денежные средства из кассы, образовавшиеся за счет выручки, разрешено расходовать, в частности, для возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
С учетом приведенных норм можно сделать вывод, что каких-либо особенностей или ограничений по операциям с наличными средствами для бюджетных учреждений не установлено. Следовательно, денежные средства за неоказанные услуги, оплаченные ранее физическим лицом наличными деньгами, бюджетные учреждения могут возвращать из кассы учреждения, минуя лицевой счет.
Данный вывод не противоречит порядку формирования отчетности.
При составлении отчетности бюджетного учреждения в соответствии с требованиями приказа Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", в частности, в графе 7 раздела "Доходы" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) указываются данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возвратов), исполненные через кассу учреждения. Такие сведения формируются на основании аналитических данных по видам доходов, поступивших в отчетном периоде в кассу учреждения и отраженных по счету 0 201 34 000.
Таким образом, возврат средств физическому лицу за неоказанные медицинские услуги, оплаченные им ранее наличными деньгами, из кассы учреждения без внесения на соответствующий лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства не будет искажать информацию в бухгалтерском отчете и бюджетной отчетности.
В заключение отметим, что такой вывод согласуется с ответом на вопрос Министерства финансов Краснодарского края к Всероссийскому совещанию в г. Геленджике (3-8 сентября 2012 г.) (смотрите ответ 4, Ответы на вопросы, поступившие от финансовых органов по субъектам Российской Федерации к Всероссийскому совещанию в г. Геленджике (3-8 сентября 2012 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
7 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним