Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

31.07.2014
ВОПРОС:
В соответствии с требованиями СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" в учреждении здравоохранения на окна необходимо установить противомоскитные сетки. За счет какой статьи (подстатьи) КОСГУ следует оплачивать данный вид работ?
ОТВЕТ:

В соответствии с требованиями СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих. Для этого в том числе осуществляются уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон.

Кроме того, согласно п. 4.10 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73) в помещениях столовой, спален, игровых, медицинского назначения должны устанавливаться москитные сетки на окна и распашные двери или проводятся другие мероприятия, направленные на предотвращение проникновения насекомых в помещения.

Учитывая изложенное представляется возможным сделать вывод: наличие москитных сеток на окнах обусловлено нормами законодательства.

В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

К правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.), применяется перечень кодов, приведенный в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).

В соответствии с Указаниями N 65н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций). В свою очередь, экономическое содержание операции определяется на основании предмета договора (контракта).

Расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются в соответствии с Указаниями N 65н за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Москитные сетки устанавливаются на окна и двери зданий и отдельно от них эксплуатироваться не могут. Следовательно, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета они не являются самостоятельными объектами основных средств, а подлежат учету в качестве материальных запасов.

Таким образом, в случае приобретения москитных сеток учреждением обоснованно может применяться статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Такой вывод полностью справедлив только для случая, когда учреждением с контрагентом заключен договор поставки (приобретение (изготовление) москитных сеток).

В то же время учреждение может заключить смешанный договор, предусматривающий как поставку материальных ценностей, так и монтажные работы (установку).

Если договор будет содержать все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств - по результатам осуществления поставки в соответствии постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 оформляется товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.

По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.

В соответствии с Указаниями N 65н на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта) обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе полученных в аренду или безвозмездное пользование. К таким расходам относятся в том числе расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества.

Так, если из условий заключенного договора будет следовать, что учреждению оказываются услуги по установке москитных сеток в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации зданий учреждения, такие расходы должны быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

При этом расходы по смешанному договору могут быть отнесены на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в следующем порядке:

- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости приобретенных или изготовленных из материалов подрядчика сеток);

- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в части стоимости работ по установке сеток).

Если же учреждением будет заключен договор, не содержащий существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения подрядчиком обязательств учреждение на основании актов будет принимать только работы по установке москитных сеток, в стоимость которых включена стоимость сеток, изготовленных подрядчиком, расходы по их установке могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в полном объеме.

Как видим, в рассматриваемой ситуации порядок применения бюджетной классификации в большей степени зависит не от объективных факторов, определяющих экономическое содержание конкретных хозяйственных операций, а от формулировок, используемых при составлении контрактов и первичных документов. Во избежание каких-либо разногласий с органами финансового контроля, должностным лицам учреждения желательно избегать при составлении (согласовании содержания) договоров, счетов, актов, накладных и иных документов формулировок, не позволяющих четко определить расходные статьи (подстатьи) КОСГУ. Для решения подобной задачи необходимо наладить соответствующее взаимодействие с поставщиками и подрядчиками.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

15 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики