Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

01.08.2014
ВОПРОС:
Может ли бюджетное учреждение принимать на себя обязательства (заключать договоры, производить оплату счетов и т.п.) за счет средств от приносящей доход деятельности, если указанные обязательства принимаются во исполнение договора на оказание услуг, осуществляемых на платной основе в рамках приносящей доход деятельности, согласно которому бюджетное учреждение является исполнителем, но который на момент принятия обязательств учреждением не заключен? Допустимо ли для оплаты указанных обязательств привлечение иных источников финансового обеспечения деятельности?
ОТВЕТ:

1. Бюджетные учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. При этом приносящей доход деятельностью признается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в случаях предусмотренных законодательством РФ в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", раздел 8 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).

Планирование осуществления такой деятельности нередко требует предварительной подготовки - приобретение специальных материалов, оборудования и т.п., что связано с расходами. В отсутствие заключенного договора, во исполнение которого осуществляются такие расходы, возникает риск убытков по планируемой сделке, если договор не будет заключен.

Вместе с тем средства от приносящей доход деятельности находятся в самостоятельном распоряжении учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Одним из основных документов в деятельности бюджетных учреждений является План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД), в котором наряду с объемами и источниками доходов отражаются направления расходования как средств субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений, так и собственных средств учреждения. При этом направления расходования средств учреждения определяют самостоятельно путем утверждения (изменения) показателей Плана ФХД учреждения.

Порядок формирования и утверждения Плана ФХД определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции учредителя учреждения (далее - учредитель)*(1), в соответствии с Требованиями к составлению и утверждению плана ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования). При этом Требованиями предусмотрена возможность внесения изменений в План ФХД.

Обращаем Ваше внимание, что специалисты финансового ведомства указывают на то, что План ФХД не может являться документом, подтверждающим предварительное согласование (одобрение) крупной сделки (смотрите, например, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296), признаваемой таковой в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ. Порядок расчета стоимости активов при определении минимальной величины крупной сделки приведен в письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679.

Таким образом, принятие бюджетным учреждением обязательств правомерно, если соответствующее направление расходования средств предусмотрено Планом ФХД. Если такие направления расходования не предусмотрены, для осуществления указанных операций необходимо предварительно внести соответствующие изменения в План ФХД.

2. Из п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ следует, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных учредителем и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, включая денежные средства, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Также оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 120, п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Субсидия на выполнение государственного задания предоставляется бюджетным учреждениям без определения направлений ее использования в соглашении о предоставлении такой субсидии. Направление использования средств, поступивших учреждению в соответствии с законодательством РФ, утверждается в плане ФХД учреждения.

Поэтому оплата обязательств, принимаемых в рамках деятельности по оказанию платных услуг по согласованию с учредителем, может быть осуществлена за счет временно свободных средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с последующим восстановлением отвлеченных средств, если подобное решение не повлияет на качество и сроки выполнения государственного (муниципального) задания.

Допустимость осуществления бюджетными учреждениями операций по привлечению средств для оплаты обязательств, возникших у учреждения в рамках деятельности по оказанию платных услуг (вид деятельности - "2"), за счет средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного(муниципального) задания (вид деятельности - "4"), в пределах свободного остатка с последующим возмещением привлеченных средств, подтверждается разъяснениями специалистов финансового ведомства (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 04.09.2012 N 02-06-10/3517).

Операции по оплате денежных обязательств федеральных бюджетных учреждений осуществляются в Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина РФ от 19.07.2013 N 11н (далее - Порядок N 11н). Согласно п.п. 4, 6 Порядка N 11н кассовые выплаты за счет собственных средств бюджетного учреждения (вид финансового обеспечения - "2") осуществляются на основании платежного документа, представленного в соответствии с порядком информационного обмена с территориальным органом Федерального казначейства при условиях, что указанный в платежном документе код КОСГУ соответствует текстовому назначению платежа и сумма, указанная в платежном документе, не превышает, соответственно, остаток на открытом учреждению в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

3. Кроме того, не использованные в прошедшем финансовом году остатки средств, предоставленные бюджетному учреждению в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в текущем финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Действующее законодательство предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по собственному усмотрению. Данные средства не обязательно использовать в целях оплаты обязательств, непосредственно связанных с выполнением государственного задания текущего года - они могут быть израсходованы в рамках приносящей доход деятельности. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения).

В разделе 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013 указывается, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия) могут быть израсходованы, в частности, на осуществление приносящей доход деятельности.

Экономия субсидии на государственное задание прошлого года может быть направлена учреждением на осуществление приносящей доход деятельности в соответствии с Планом ФХД при условии:

- отсутствия кредиторской задолженности по деятельности, связанной с выполнением задания;

- государственное задание по итогам года выполнено в полном объеме без нарушения сроков и требований к качеству.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений;

- Энциклопедия решений. Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения;

- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение госзадания;

- Энциклопедия решений. Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами;

- Энциклопедия решений. Направление денежных средств бюджетного учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности;

- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет операций по направлению денежных средств.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

16 июля 2014 г.

 


*(1) Смотрите, например, приказ МЧС РФ от 01.10.2010 N 491 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении МЧС России".

Все консультации данной рубрики