Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.08.2014
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение выполнило работы для Фирмы 1. Фирма 1 не исполнила свои обязательства по оплате выполненных учреждением работ, в результате чего у учреждения на счете 205 31 образовалась дебиторская задолженность. В свою очередь, в учете Фирмы 1 числится дебиторская задолженность - ей должна Фирма 2.  На сумму задолженности Фирмы 1 перед бюджетным учреждением (3 315 000 руб.) был заключен договор цессии, по которому бюджетному учреждению (цессионарию) передается право требования к Фирме 2 (должник). Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить договор уступки прав?
ОТВЕТ:

Уступка права требования (цессия) представляет собой перемену кредитора в обязательстве в результате совершения соответствующей сделки.

Уступка права требования долга регулируется ст.ст. 382-390 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ цена сделки устанавливается соглашением сторон.

В силу п. 2 ст. 385 ГК РФ кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.

В коммерческих организациях дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, учитывается в составе финансовых вложений (п. 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений").

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентирован Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).

Ни Инструкция N 157н, ни Инструкция N 174н не предусматривают учет таких финансовых вложений, как дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования. Поэтому учреждению желательно определить подробный порядок организации бухгалтерского учета в подобной ситуации в рамках учетной политики и при необходимости согласовать его с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя (п. 4 Инструкции N 174н).

По нашему мнению, исходя из экономического смысла рассматриваемой операции в данном случае целесообразно учитывать приобретенную дебиторскую задолженность на отдельном аналитическом счете 0 204 53 000 "Прочие финансовые активы"*(1), если цена сделки по договору цессии установлена в размере, превышающим задолженность должника. Если цена сделки установлена в размере задолженности должника, по нашему мнению, для отражения в учете такой операции может применяться счет 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами"*(2).

В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение и Фирма 1 заключили между собой договор цессии (уступки требования), в соответствии с которым Фирма 1 передала право требовать долг со своего должника (Фирмы 2) бюджетному учреждению в размере задолженности Фирмы 1 перед учреждением.

При заключении договора цессии в рассматриваемом случае у цессионария (бюджетного учреждения) возникают:

- право требовать погашения задолженности у должника;

- обязательство оплатить цеденту сумму, причитающуюся ему за уступку права требования.

То есть в учете бюджетного учреждения в результате заключения договора цессии возникли одновременно кредиторская и дебиторская задолженности, которые между собой взаимосвязи не имеют.

Иными словами, право цессионария требовать погашения задолженности должником никак не влияет на обязанность цессионария уплатить цеденту причитающуюся ему сумму.

В то же время с учетом ст. 410 ГК РФ по этим двум обязательствам становится возможным зачет встречного однородного требования.

Действующее законодательство не устанавливает запрета на прекращение обязательств бюджетного учреждения зачетом. В то же время положения Инструкции N 157н и Инструкции N 174н не содержат конкретных указаний на корреспонденции, которые могут применяться субъектами учета при прекращении обязательств зачетом. Определив применяемую корреспонденцию в данном случае, ее также следует согласовать с соответствующим органом (п. 4 Инструкции N 174н).

Обратите внимание: рекомендации Минфина России по отражению в учете операций прекращения учреждением встречного требования зачетом содержатся в письмах от 30.10.2012 N 02-06-10/4554, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788.

С учетом изложенного в рассматриваемом ситуации, по нашему мнению, в учете бюджетного учреждения могут быть применены следующие корреспонденции:

1. Дебет 2 210 05 560 (счет аналитического учета "Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования" Кредит 2 302 91 730

- принята к учету дебиторская задолженность, приобретенная на основании договора цессии;

2. Дебет 2 302 91 830 Кредит 2 205 31 660

- прекращено встречное требование зачетом (на основании акта, иного документа*(3) закрыты расчеты с Фирмой 1);

3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 660

- погашена Фирмой 2 дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

17 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Отметим, что финансовые вложения принимаются к учету по их первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение (формирование) финансовых вложений (п. 193 Инструкции N 157н).

Следовательно, финансовые вложения в форме приобретенной дебиторской задолженности должны отражаться в учете по стоимости договора уступки права требования (а не в размере суммы неисполненного обязательства по заключенному ранее договору на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг).

*(2) Напомним, что субъекту учета предоставлено право вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов (п. 1 Инструкции N 157н).

*(3) Форма документа для проведения зачета не утверждена. Поэтому акт взаимозачета следует оформить в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в нем целесообразно предусмотреть следующие данные: требования, по которым проводился взаимозачет, основания для их возникновения (реквизиты договоров, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг)), сумма зачета, дата совершения сделки и т.д. В случае, если встречные требования неравны, зачет следует оформить на меньшую сумму.

Все консультации данной рубрики