Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.08.2014
ВОПРОС:
Автономное учреждение осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В каком случае учреждение при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

Прежде всего напомним, что по общему правилу автономные учреждения при осуществлении закупок обязаны в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) руководствоваться именно этим Законом.

Исключения установлены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года. Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, в частности, заключения гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением (далее - контракты). Иные юридические лица заключают контракты в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. В частности, в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ на автономные учреждения при планировании и осуществлении ими закупок за счет средств из бюджетов бюджетной системы РФ, предоставленных таким учреждениям в соответствии с Бюджетного кодекса РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, распространяются положения этого Закона, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключению контрактов. При этом в отношении таких закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

При этом из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов различны между собой и договоры (контракты) заключаются в соответствии или с одним из них, или с другим.

Действующее бюджетное законодательство предусматривает только один способ предоставления автономным учреждениям и унитарным предприятиям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. С этой целью им могут предоставляться субсидии, предусмотренные ст. 78.2 БК РФ (эта статья действует с 1 января 2014 года). В бухгалтерском учете автономных учреждений операции со средствами субсидий на осуществление капитальных вложений отражаются с кодом вида финансового обеспечения "6" (п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Из содержания ст. 78.2 БК РФ прямо следует, что в соответствии с данной нормой предоставляются только субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства - за счет этих субсидий не могут создаваться объекты, не относящиеся к объектам капитального строительства*(1). Помимо вышеприведенного дополнения Бюджетного кодекса РФ ст. 78.2, в действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации был включен вид расходов 460 "Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям". Соответственно, с 1 января 2014 года средства на создание, приобретение объектов недвижимости не должны перечисляться автономным учреждениям в качестве субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (смотрите также Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013 г., письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-03-11/3784).

Таким образом, по нашему мнению, положения ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. При предоставлении иных субсидий, например, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, положения Закона N 44-ФЗ на закупочную деятельность автономного учреждения не распространяется.

Соответственно, в описанной ситуации заказчик должен принимать решение о закупке в соответствии с тем или иным законом в зависимости от того, в каком порядке ему была предоставлена субсидия.

Отметим, что правоприменительная практика по данному вопросу на сегодняшний день еще не сформирована, официальные разъяснения по нему, насколько нам известно, также отсутствуют. Поэтому выраженная выше позиция является нашим экспертным мнением, за официальными же разъяснениями заказчик может обратиться в Минэкономразвития России или в ФАС России.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

14 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Смотрите также Системное письмо Минфина России от 31.12.2013 N 02-02-005/58618 "Об особенностях исполнения в 2014 году федерального бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями в объекты государственной собственности Российской Федерации".

Все консультации данной рубрики