Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

11.08.2014
ВОПРОС:
Вправе ли автономное государственное учреждение передать движимое и недвижимое имущество некоммерческой организации (фонду), если у них один учредитель?
ОТВЕТ:

Если иное не установлено законом, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом (к которому в силу ст. 128 ГК РФ относятся в том числе наличные и безналичные денежные средства, смотрите также ч.ч. 10 и 11 ст. 5, п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

Таким образом, принципиально закон допускает возможность передачи автономным учреждением принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества другой организации, в том числе фонду. В силу п. 2 ст. 1, ст. 421, п. 3 ст. 299, п. 2 ст. 218 ГК РФ такая передача в приведенной ситуации возможна на основании любой не противоречащей закону сделки, в частности договора купли-продажи, мены, дарения (включая пожертвование) и т.п.*(1) Запрета на совершение автономными учреждениями таких сделок (в том числе с фондами) закон не содержит. То обстоятельство, что учредителем этих организаций является одно и то же лицо, также не препятствует совершению между ними сделок, связанных с отчуждением имущества. Однако, разумеется, возможность совершения таких сделок должна определяться с учетом специальной правоспособности автономных учреждений (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 52 ГК РФ, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ), их особого правового статуса и вытекающих из этого ограничений, установленных законодательством.

Во-первых, необходимо учитывать, что согласно ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение, кроме указанных в ч. 2 этой статьи государственного (муниципального) задания и обязательств, по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Иные же виды деятельности автономное учреждение вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности соответствуют этим целям и указаны в его учредительных документах (ч. 7 той же статьи). Применяя последнюю из приведенных норм, контролирующие органы, насколько нам известно, в ряде случаев оценивают законность совершения учреждением любых (в том числе разовых) сделок, в том числе исходя из того, предоставлено ли учреждению право совершать такие сделки его уставом. За осуществление автономным учреждением деятельности, не предусмотренной его уставом, административная ответственность не установлена, в связи с чем осуществление такой деятельности может повлечь лишь неблагоприятные последствия дисциплинарного характера для должностных лиц учреждения. Учитывая изложенное, на наш взгляд, если планируемая учреждением сделка, связанная с передачей фонду какого-либо имущества, не может быть однозначно отнесена к какому-либо из видов деятельности, перечисленных в уставе учреждения, следует внести в устав соответствующие изменения. Кроме того, следует учитывать, что сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности государственного или муниципального учреждения, признаются недействительными (ст.ст. 168, 173 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 N 11АП-3178/11).

Во-вторых, в ряде случаев для совершения сделки автономному учреждению следует получить одобрение учредителя либо наблюдательного совета. Согласие учредителя необходимо, в частности, если совершаемая сделка связана с распоряжением недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за автономным учреждением или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). С предварительного одобрения наблюдательного совета должны совершаться крупные сделки (п. 9 ч. 1 ст. 11, ст. 14, ст. 15 Закона N 174-ФЗ) и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 16, ст. 17 Закона N 174-ФЗ).*(2)

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

24 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Закон не предусматривает возможности изменения состава учредителей уже созданного фонда, в связи с чем вопрос о возможности такого изменения является дискуссионным (смотрите подробнее, например, в материале: Вопрос: Можно ли изменять состав учредителей фонда, каким образом? В каком порядке осуществляется изменение внесенных в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в случае ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах для государственной регистрации? Какие предусмотрены основания для отказа в исполнении Минюстом России государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2010 г.)). Поскольку в приведенной ситуации речь идет о передаче имущества уже созданному фонду лицом, не являющимся его учредителем, в настоящей консультации отдельно не рассматривается вопрос о передаче имущества по этому основанию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

*(2) Как видно из ст. 16 Закона N 174-ФЗ, для целей этого Закона имеет значение наличие заинтересованности в совершении автономным учреждением сделок исключительно у членов наблюдательного совета автономного учреждения, его руководителя и заместителей. То обстоятельство, что учредителем учреждения и его контрагента является одно и то же лицо, не является основанием для признания соответствующего договора сделкой с заинтересованностью.

Все консультации данной рубрики