Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

12.08.2014
ВОПРОС:
Организация, осуществляющая закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", провела запрос предложений, в результате определился победитель. Протоколы выложены на официальном сайте. В документации о закупке указано, что заказчик имеет право отменить закупку на любом этапе. Может ли организация отменить закупку и изменить протокол, указав в нем, что произошла техническая ошибка и победу одержал участник, чьё предложение было ранее отклонено, и если да, то в каком порядке? Какие риски возможны в данном случае?
ОТВЕТ:

Напомним, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 этого Закона (далее - заказчики). Закон N 223-ФЗ не определяет непосредственно порядок закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупке. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317, раздел 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). Очевидно, что это касается и возможности отмены процедуры закупки.

При этом, поскольку исходя из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ и ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) сферы действия этих Законов не пересекаются, ограничения на срок отмены конкурентной закупочной процедуры, установленные последним Законом, к отношениям, регулируемым Законом N 223-ФЗ, не применяются.

Таким образом, положением о закупке и (или) документацией о конкретной закупке может быть предусмотрена отмена процедуры закупки на любой стадии, в том числе и на стадии заключения договора, например, по причине выявления в документации технической ошибки, делающей невозможным исполнение договора на условиях, установленных документацией.

В то же время должны заметить, что отмена закупки по смыслу данного термина подразумевает полное прекращение процедуры, в том числе и отказ от заключения договора (сравните с ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Описанные же в запросе действия с изменением протокола, по нашему мнению, представляют собой, скорее, пересмотр итогов закупочной процедуры. Причем получается, что победителем будет признан участник, заявка которого была ранее отклонена, а значит, данная заявка не рассматривалась в порядке, установленном положением о закупке и документацией об этой конкретной закупке. Полагаем, что такие действия заказчика могут быть обжалованы другими участниками закупки на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку исходя из ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, именующей положение о закупке правовым актом, оно обязательно, прежде всего, для самого заказчика.

Сказанное является нашим экспертным мнением, примеров правоприменительной практики по аналогичным вопросам нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

23 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики