Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
14.08.2014
- Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год организации обязаны создавать резервы сомнительных долгов в бухгалтерском учете (приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н внес изменения в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н)). Какие могут быть налоговые санкции за отсутствие резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете и наличие их в налоговом учете?
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) (далее - Положение) (в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н) организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Эта редакция п. 70 Положения вступила в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года, прежняя формулировка данной нормы звучала так: организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Таким образом, с 2011 года организации обязаны создавать резервы сомнительных долгов по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной.
Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация вправе самостоятельно разработать соответствующий способ с учетом положений ПБУ 1/2008 и иных нормативно-правовых актов. В рассматриваемой ситуации законодательство не устанавливает альтернативы - создавать или нет резерв сомнительных долгов, поэтому (повторимся) организация обязана его создавать. Если организация пренебрегает указанными требованиями, она нарушает правила ведения бухгалтерского учета.
Одним из видов налоговых правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ст. 120 НК РФ, является грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. В соответствии с п. 1 этой статьи совершение данного правонарушения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей, а в случае, если они повлекли занижение налоговой базы, - в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п.п. 2, 3 ст. 120 НК РФ).
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается, в частности, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Обращаем внимание, что приведенный выше перечень является закрытым и не содержит такого основания для штрафа, как неприменение положений по бухгалтерскому учету.
Если же как следствие этого факта рассматривать несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, считаем, что такое обстоятельство не приводит к искажению учета доходов и расходов в целях налогового учета, и, соответственно, ст. 120 НК РФ, по нашему мнению, в данном случае не применяется (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40), ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2005 N А56-35334/04). В постановлении ФАС Московского округа от 12.11.2002 N КА-А41/7510-02 суд исходил из того, что нарушение правил бухгалтерского учета само по себе не является основанием для применения ст. 120 НК РФ. В отличие от бухгалтерского законодательства, налоговое законодательство устанавливает ответственность за такие правонарушения, общественная опасность последствий которых выражается в создании условий для неисполнения или в неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов.
Статьей 15.11 КоАП РФ установлена ответственность должностных лиц (и, соответственно, руководителя) за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. В случае грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета на должностных лиц налагается административный штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.
Применительно к данной норме нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности признается грубым, если оно привело к:
- занижению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажению любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Указанные санкции можно применить только в течение двух месяцев с момента предоставления бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Данное нарушение не является длящимся, сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении исчисляются с момента предоставления некорректной отчетности, а не с момента обнаружения нарушения (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
28 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним