Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.08.2014
ВОПРОС:
Основные средства приобретены учреждением здравоохранения за счет приносящей доход деятельности, а используются только при выполнении муниципального задания. Правильно ли поступает учреждение, начисляя амортизацию по указанным основным средствам по виду деятельности "2" (приносящая доход деятельность)? Возможен ли "перевод" указанного имущества с кода вида деятельности "2" на код вида деятельности "4" (выполнение государственного задания)?
ОТВЕТ:

Согласно п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), при ведении бухгалтерского учета бюджетное учреждение должно обеспечивать: 

- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании;

- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю. 

Одним из способов организации аналитического учета в бюджетных учреждениях является обособленный учет операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (финансового обеспечения). Его применение позволяет обеспечить раздельный учет активов и обязательств с учетом требований нормативных правовых актов, определяющих специфику правового положения учреждений, в том числе и в целях налогового учета.

В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н при утверждении Рабочего плана счетов госучреждений применяются в том числе следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности): 

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. 

Напомним, что показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период их использования на уменьшение финансового результата.

В соответствии с п. 88 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), начисленная по объектам нефинансовых активов амортизация отражается в бухгалтерском учете путем накопления на соответствующих счетах аналитического учета с отражением бухгалтерских записей в порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н и Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н). 

По общему правилу активы должны учитываться с указанием кода того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены. Это подразумевает, что и начисление амортизации по таким объектам осуществляется в рамках того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены. Иной подход приведет к искажению бухгалтерской отчетности, полноту и достоверность которой необходимо обеспечить при ведении бухгалтерского учета учреждения (п. 4 Инструкции N 157н). Кроме того, расходы по текущему содержанию имущества должны осуществляться прежде всего в рамках того вида финансового обеспечения (деятельности), по которому такое имущество числится в бухгалтерском учете.

Обратите внимание: учет нефинансовых активов по виду финансового обеспечения (деятельности) "2" не является препятствием для их использования по виду финансового обеспечения (деятельности) "4". Поэтому зачастую в оказании государственных (муниципальных) услуг используется имущество, приобретенное учреждением за счет приносящей доход деятельности. 

Таким образом, если имущество бюджетного учреждения, поступившее в рамках вида деятельности "2", полностью или преимущественно используется в целях выполнения государственного (муниципального) задания, но его содержание по-прежнему осуществляется за счет собственных доходов учреждения, то его целесообразно учитывать по виду деятельности "2". При этом начисление амортизации по таким объектам должно списываться исключительно в дебет счета 2 401 20 200 "Расходы экономического субъекта". Такие расходы необходимо учитывать на счете 2 401 20 200 обособленно как в целях организации налогового учета, так и в целях получения достоверной информации о фактической себестоимости услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках задания.

В то же время в ряде случаев бюджетным учреждениям желательно осуществлять перевод нефинансовых активов с вида деятельности "2" на вид деятельности "4". Дело в том, что использование такого приема позволяет формировать в учете полную и достоверную информацию о: 

- фактической себестоимости государственных (муниципальных) услуг;

- финансовом результате по виду деятельности "4". 

К сожалению, в настоящее время не существует объективных критериев, в соответствии с которыми могло бы приниматься решение о переводе нефинансовых активов с вида деятельности "2" на вид деятельности "4". Поэтому такое решение желательно принимать на основании заключения профильной комиссии учреждения, согласно которому имущество полностью или преимущественно используется в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания. Естественно, это заключение должно основываться на соответствующих документах (расчетах). Для перевода с вида деятельности "2" на вид деятельности "4" особо ценного движимого или недвижимого имущества, содержание которого осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности, помимо заключения комиссии, обязательно необходимо решение учредителя о его закреплении за учреждением.

В заключение отметим, что действующими Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н не предусмотрен порядок "перевода" активов с одного кода вида деятельности на другой. Однако в письмах Минфина России приводятся разъяснения, что любые операции по "переводу" нефинансовых активов между видами деятельности следует отражать с применением "промежуточного" счета 304 06 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Такие рекомендации обусловлены экономической сущностью подобных операций - они не приводят к увеличению (уменьшению) общей стоимости активов учреждения и не изменяют его финансовый результат. 

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами: 

- Энциклопедия решений. Учет операций в рамках различных видов деятельности (видов финансового обеспечения) госучреждения;

- Энциклопедия решений. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 4;

- Энциклопедия решений. Амортизация имущества бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Амортизация в целях налогообложения прибыли имущества бюджетного (автономного) учреждения, принятого к учету до 1 января 2014 года;

- Энциклопедия решений. Амортизация имущества госучреждения в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Учет расходов госучреждения в целях налогообложения прибыли. 

Ответ подготовил: 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга 

Контроль качества ответа: 

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ 

Миллиард Мария 

30 июля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики