Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
22.08.2014
- Подпадает ли возмещение расходов физическому лицу на основании авансового отчета под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Заказчики, обязанные руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), должны производить все свои закупки в соответствии с положениями указанного Закона, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
От имени юридического лица могут действовать не только его органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ), но и представители - лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ). Действия представителя, то есть в данном случае - подотчетного лица, непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого, в данном случае - организации (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Таким образом, в ситуациях, когда подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению заказчика, действует от его имени и в его интересах, оно выступает в качестве уполномоченного представителя заказчика, а стало быть, приобретение им за наличные деньги товаров, работ, услуг от имени заказчика (например приобретение водителем бензина, запасных частей, приобретение работником гостиничных услуг от имени заказчика) следует квалифицировать как закупку, которая должна осуществляться в соответствии с правилами Закона N 44-ФЗ.
Другая ситуация существует, когда товары, работы, услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, приобретаются самим работником - физическим лицом от своего имени (например приобретение работником гостиничных услуг, билетов от своего имени, случаев, когда в период служебной командировки или в связи со служебными поездками у работника возникает необходимость произвести те или иные затраты, связанные с выполнением поручения работодателя), такое приобретение, на наш взгляд, не является закупкой товара (работы, услуги) по смыслу этого понятия, определенного в п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Обязанность работодателя по возмещению сотруднику таких расходов основана на нормах трудового законодательства (ст.ст. 168, 168.1 ТК РФ), а не Закона N 44-ФЗ. При таких обстоятельствах приобретение сотрудником товаров, работ или услуг осуществляется не в рамках закупки на основании правил Закона N 44-ФЗ (смотрите также письма Минэкономразвития России от 23.12.2008 N Д05-5895, от 10.06.2008 N Д05-2331, п. 1 письма от 27.10.2008 N Д05-4673. Указанные разъяснения были даны по вопросам применения норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Названный федеральный закон в настоящее время утратил силу, однако, поскольку правовое регулирование отношений по закупке товаров (работ, услуг) Законом N 44-ФЗ имеет значительное сходство с правилами Закона N 94-ФЗ, изложенная правовая позиция может иметь значение и в настоящее время.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
4 августа 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним