Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
28.08.2014
- Можно ли в качестве обеспечения исполнения контракта принять две и более банковских гарантии от разных банков на общую сумму обеспечения исполнения контракта?
Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного Закона.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств по контракту, должна содержать, в частности, сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ. А согласно ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта определяется исходя из начальной (максимальной) цены контракта либо исходя из размера аванса, предусмотренного контрактом. Соответственно, сумма банковской гарантии не может быть менее размера обеспечения исполнения контракта, определенного в соответствии с положениями ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и указанного в извещении об осуществлении закупки (п. 8 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). По смыслу данных норм речь в них идет об одной, единственной банковской гарантии. Возможность предоставления нескольких банковских гарантий разными банками в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.
Отсюда можно сделать вывод, что исполнение обязательств по контракту должно обеспечиваться одной банковской гарантией, предоставление участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта нескольких банковских гарантии от разных банков на общую сумму обеспечения исполнения контракта неправомерно.*(1)
Отдельно отметим, что проект Федерального закона N 378291-6 предусматривает возможность обеспечения исполнения обязательств исполнения контракта несколькими банковскими гарантиями. Однако в официальном отзыве Правительства РФ на данный законопроект указано: "_законопроектом не предусмотрены нормы, регламентирующие порядок и очередность предъявления бенефициаром требований к банкам, выдающим банковскую гарантию, а также особенности взыскания обеспечения заявок в случае его комбинированного предоставления денежными средствами и банковскими гарантиями. Положения законопроекта, устанавливающие субсидиарную ответственность гарантов, не могут быть поддержаны, поскольку каждый гарант является должником по самостоятельному обязательству и не состоит в правоотношениях с другими гарантами" (с текстом отзыва можно ознакомиться на сайте Госдумы РФ по ссылке: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=378291-6 &02).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
14 августа 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Отметим, что аналогичная по сути позиция по вопросу предоставления нескольких банковских гарантий в случае применения заявительного порядка возмещения НДС высказана в письме Минфина России от 27.12.2011 N 03-07-15/132. Учитывая, что согласно ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ в качестве обеспечения исполнения контрактов могут быть предоставлены только банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, а также схожесть ситуации, не исключено, что контролирующие органы будут придерживаться позиции, изложенной в указанном письме, и в случае предъявления нескольких банковских гарантий участниками закупки.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним