Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.08.2014
ВОПРОС:
Во II квартале текущего года бюджетным учреждением были проведены модернизация и дооборудование конференц-зала на 1 этаже здания, переданного учреждению в оперативное управление и учитываемого в составе имущества по виду деятельности "4" - выполнение государственного задания. За произведенные работы учреждение перечислило средства по виду деятельности "2" - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Исходя из характера проведенных работ затраты на модернизацию и дооборудование должны быть отражены по виду деятельности "4". Учредители никогда не возвратят затраченные средства учреждению. Как отразить в учете бюджетного учреждения расходы по модернизации основного средства, учитываемого в составе имущества по виду деятельности "4" - выполнение государственного задания, за счет средств по виду деятельности "2" - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)?
ОТВЕТ:

В силу положений п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

- особо ценным движимым имуществом;

- недвижимым имуществом.

Это имущество должно быть закреплено за учреждениями в установленном порядке или приобретено учреждениями за счет средств, выделенных учредителями.

Остальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно и отвечают по своим обязательствам, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 120, п. 3 ст. 298 ГК РФ). При этом денежные средства, в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут.

Таким образом, бюджетные учреждения самостоятельно принимают решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов, учитывая ограничения по расходованию денежных средств, которые предусматриваются для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения).

Основываясь на приведенных выше положениях действующего законодательства, руководитель бюджетного учреждения может принимать решение о направлении денежных средств в пределах их остатка на лицевом или банковском счете на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации работы по модернизации основного средства, учитываемого в составе имущества по виду деятельности "4" - выполнение государственного задания, обосновано могли быть оплачены за счет средств приносящей доход деятельности. При этом, учитывая положения п. 27 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), у учреждения имеются все основания для увеличения первоначальной стоимости модернизированного объекта.

Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при его модернизации используется счет 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 127 Инструкции N 157н), по дебету которого накапливаются все затраты на модернизацию объекта, а по кредиту счета отражается списание расходов на увеличение его первоначальной стоимости.

Отражение в учете операций, связанных с модернизацией основных средств за счет разных источников финансирования, ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), прямо не предусмотрено.

В таких ситуациях учреждению в силу положений п. 4 Инструкции N 174н желательно определить подробный порядок организации бухгалтерского учета в рамках учетной политики по согласованию с соответствующим финансовым органом или органом, осуществляющим в его отношении функции и полномочия учредителя.

При этом следует учитывать, что на протяжении последних лет финансовое ведомство неоднократно рассматривало проблему перевода объектов нефинансовых активов с одного кода вида деятельности на другой. В настоящее время такие операции отражаются в учете с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (смотрите, в частности, письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 NN 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897 и от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Это объясняется тем, что подобные операции не приводят к увеличению (уменьшению) стоимости активов и не изменяют финансовый результат.

Соответственно, решение об отражении перевода нефинансовых активов с одного вида финансового обеспечения (деятельности) на другой с использованием каких-либо аналитических счетов счета 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта" не совсем корректно.

Суммы, учтенные на счете 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" при отражении перевода нефинансовых активов с одного вида финансового обеспечения (деятельности) на другой, могут списываться на финансовый результат прошлых отчетных периодов в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (с отражением данной операции в Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (форма 0503710) (п. 31, п. 32 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).*(1)

Учитывая изложенное, в данном случае в учете бюджетного учреждения могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет 2 106 11 310 Кредит 2 302 31 730

- отражены расходы учреждения, связанные с модернизацией основного средства (в рамках приносящей доход деятельности);

2. Дебет 2 302 31 830 Кредит 2 201 11 610

- за счет средств от приносящей доход деятельности оплачены расходы, связанные с модернизацией основного средства, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по соответствующим кодам КОСГУ;

3. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 106 11 410

Дебет 4 106 11 310 Кредит 4 304 06 730

- переведены расходы, связанные с модернизацией основного средства, с приносящей доход деятельности на деятельность по выполнению государственного задания;

4. Дебет 4 101 12 310 Кредит 4 106 11 310

- увеличена первоначальная стоимость основного средства, модернизация которого производилась;

5. Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 401 30 000

Дебет 2 401 30 000 Кредит 2 304 06 730

- отражены операции при заключении счетов текущего финансового года учреждений на основании Справки (форма 0504833).

Приемка выполненных работ по модернизации осуществляется на основании Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0306002). Сведения о модернизации основного средства подлежат отражению в Инвентарной карточке (форма 0504031).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения с прочими кредиторами. Счет 304 06;

- Энциклопедия решений. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 4;

- Энциклопедия решений. Порядок применения счетов 2 210 06 000, 7 210 06 000 в бюджетном (автономном) учреждении;

- Энциклопедия решений. Порядок формирования показателя счета 0 210 06 000 в бюджетном (автономном) учреждении;

- Энциклопедия решений. Начисление амортизации в госучреждении в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств;

- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Изменение порядка формирования отчетности в связи с новым порядком использования счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (начиная с отчетности за 2012 год).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

11 августа 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Напомним, что ранее подобные операции предлагалось отражать в учете путем одновременного уменьшения и увеличения финансового результата текущего года по соответствующим видам деятельности (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354). Аналогичные проводки содержатся и в статьях 2013 года, смотрите, например, вопрос: "Муниципальное автономное учреждение закупило материальные запасы за счет собственных средств (КФО 2)...." ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2013 г.). По нашему мнению, использование приведенного в данной статье счета 0 401 20 241 не совсем корректно. Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета он применяется для отражения операций рамках безвозмездных расчетов между учреждениями госсектора (например для отражения операций по движению соответствующего имущества между учредителем и бюджетным учреждением).

Более того, принятие к учету вложений в основные средства до виду деятельности "4" - субсидии на выполнение государственного задания, как поступление прочих доходов может привести к искажению данных бухгалтерского учета.

Все консультации данной рубрики