Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

29.08.2014
ВОПРОС:
Организация в своей деятельности применяет ККТ. Организации пришло уведомление о переводе ее в другую ФНС, ей было выдано свидетельство с новым КПП. ККТ ещё не снимали с регистрации и не перерегистрировали. Юридический адрес организации не менялся, изменения связаны с изначальной (14 лет назад) неверной регистрацией её не в той налоговой инспекции. Должна ли организация сама снять с учета ККТ в "старой" ИФНС и поставить ее на учет в "новой" ИФНС и в течение какого срока это следует сделать? Какая ответственность ждет организацию, если она пропустит данные сроки?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Применяемая организациями ККТ должна быть зарегистрирована по месту учета организации в качестве налогоплательщика. Поэтому в случае перевода в другую ИФНС организация должна самостоятельно снять с учета ККТ в "старой" ИФНС и поставить ее на учет в "новой" ИФНС. При этом действующим законодательством не установлены какие-либо сроки для снятия с учета и постановки на учет ККТ в такой ситуации.

За несвоевременную подачу заявления о снятии с учета ККТ и постановке ее на учет по новому адресу учета организации административная ответственность не предусмотрена.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение N 470). Отметим, что нормы Положения N 470 не содержат конкретных указаний о порядке действия по снятию с учета и перерегистрации ККТ в случае смены налоговой инспекции не по собственному желанию организации, а в результате выполнения каких-либо внутренних предписаний налоговых органов. При этом в п. 16 Положения N 470 указано, что перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий ФНС России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - территориальные налоговые органы), их должностными лицами, а также порядок взаимодействия ФНС России, территориальных налоговых органов с организациями и индивидуальными предпринимателями при регистрации контрольно-кассовой техники установлены Административным регламентом предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.06.2012 N 94н (далее - Регламент).

В п. 76 Регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для перерегистрации ККТ. Перерегистрация контрольно-кассовой техники осуществляется в случаях:

а) замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;

б) смены адреса места установки ККТ;

в) изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя - индивидуального предпринимателя, наименования заявителя - организации;

г) смены ЦТО.

Таким образом, в ситуации, когда адрес места установки ККТ не изменяется, а меняется только налоговый орган, в котором организация учитывается в качестве налогоплательщика оснований для перерегистрации ККТ в соответствии с п. 76 Регламента нет.

Однако исходя из требования п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ о регистрации ККТ по месту учета налогоплательщика (а в рассматриваемой ситуации место учета было изменено), возникает вопрос о необходимости снятия ККТ с учета в "старой" ИФНС и постановки на учет в "новой" ИФНС. Обращаем внимание, что о регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа (п. 17 Положения N 470). Таким образом, в случае перевода организации в другую ИФНС без изменения адреса установки ККТ, контрольно-кассовую технику необходимо регистрировать в новой ИФНС и вносить соответствующие отметки в паспорт ККТ.

Возникает вопрос, должны ли налоговые органы выполнить эту процедуру самостоятельно, или данная обязанность возлагается на организацию-пользователя ККТ.

Действующими нормативными актами рассматриваемая ситуация не регламентирована. При этом как в Законе N 54-ФЗ, так и в Положении N 470 речь идет и снятии с учета и постановке на учет ККТ по заявлению пользователя. Самостоятельно снять с учета ККТ налоговый орган может только в двух случаях (п. 85 Регламента):

а) при истечении нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра ККТ;

б) при исключении сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ или сведений об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП.

Из вышеизложенного следует, что снятие с регистрации и последующая регистрация ККТ в налоговых органах осуществляются только на основании соответствующих заявлений организации.

Во всех других случаях налоговый орган не может снимать с учета ККТ, принадлежащую организации, если заявление о снятии ее с учета налогоплательщиком в налоговый орган не представлялось (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 N А12-11140/07-С24-5/27).

Таким образом, организация должна самостоятельно снять с учета ККТ в "старой" ИФНС и поставить ее на учет в "новой" ИФНС. При этом сроки для данного действия законодательством не установлены. Кроме того, ни Законом N 54-ФЗ, ни Положением N 470, ни КоАП РФ, ни иными нормативными актами не предусмотрены какие-либо штрафные санкции за несвоевременное снятие ККТ с учета и постановку ее на учет по новому месту учета организации.

Отметим, что частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При этом в постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" указано, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Таким образом, за несвоевременную подачу заявления о снятии с регистрации и (или) регистрации ККТ по новому месту учета организации административная ответственность не предусмотрена. К тому же, как мы указывали выше, срок подачи пользователем заявления на снятие с учета ККТ и регистрацию ККТ по новому месту учета организации нормативными актами не установлен. Поэтому в рассматриваемой ситуации организация не может быть привлечена к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Порядок снятия и постановки на учет ККТ

Согласно п. 15 и п. 16 Положения N 470 перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ. К заявлению прилагаются паспорт ККТ и карточка регистрации.

Для регистрации ККТ в налоговом органе по новому месту учета пользователь представляет в налоговый орган по месту нахождения заявление о регистрации ККТ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ (о заполнении заявления смотрите письмо ФНС России от 03.04.2012 N АС-4-2/5537@). К заявлению прилагаются паспорт ККТ, подлежащей регистрации, и договор о технической поддержке подлежащей регистрации ККТ, заключенный заявителем с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели ККТ, включая поставку запасных частей, или с центром технического обслуживания, уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели ККТ (п. 25 Регламента). Указанный перечень документов является исчерпывающим.

Документы, необходимые для регистрации ККТ, можно направить почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (п. 27 Регламента). Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ. Налоговый орган одновременно с регистрацией ККТ выдает заявителю (юридическому лицу) карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению. При этом в паспорте ККТ делается отметка о регистрации ККТ, которая заверяется печатью налогового органа (п. 15, п. 17 Положения N 470, п. 72 Регламента).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

12 августа 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики