Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

01.09.2014
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением физическому лицу по решению суда передается объект недвижимости - жилой дом (целиком). Решение суда было направлено учредителю учреждения, который согласовал снятие объекта недвижимости с баланса. Какие действия в этой связи должно предпринять бюджетное учреждение?
ОТВЕТ:

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Таким образом, для отражения в учете выбытия объекта недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, в распоряжении учреждения обязательно должны быть документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения прав на недвижимое имущество. Иными словами, объект недвижимости не может быть списан с балансового учета ранее даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обратите внимание: конкретный перечень документов, представляемый учреждением в территориальный орган Росреестра для регистрации прекращения права оперативного управления, может быть уточнен учреждением непосредственно в таком органе.

В бухгалтерском учете передачу жилого дома в соответствии с п. 36 Инструкции N 157н, а также п. 12 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), следует оформить Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (форма 0306030) с приложением заверенных в установленном порядке копий документов о государственной регистрации прекращения прав на недвижимость и иных документов (судебного решения, документов подтверждающих согласие собственника).

И уже на основании содержания документов, подтверждающих факт внесения изменений в Единый государственный реестр данных об объекте недвижимости, а также соответствующих регистров бухгалтерского учета и первичных документов объект недвижимости должен быть исключен из Реестра федерального имущества.

Выбытие основных средств в бухгалтерском учете бюджетного учреждения согласно п. 12 Инструкции N 174н в тех случаях, когда выбывающие из учреждения объекты основных средств не планируется использовать в дальнейшем в государственном секторе или иных организациях (выбытие помимо воли бюджетного учреждения, списание по иным основаниям, реализация), отражается следующим образом:

- списание стоимости объекта основных средств в части начисленной амортизации отражается записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 "Амортизация";

- списание остаточной стоимости объекта основных средств отражается записью по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

Полагаем, что таким же образом Ваше учреждение может отразить передачу объекта недвижимости физическому лицу на основании судебного решения. Тем более что обоснованность применения такой корреспонденции косвенно подтверждается содержанием абзаца пятого п. 53 Инструкции N 174н, в соответствии с которым стоимость имущества, числящегося в составе капитальных вложений, при передаче физическим лицам отражается по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

Принятое решение учреждению желательно закрепить в учетной политике и при необходимости согласовать с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя (п. 4 Инструкции N 174н).

Учитывая изложенное, в учете бюджетного учреждения могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет 4 104 11 410 Кредит 4 101 11 410

- отражено выбытие жилого дома в части начисленной амортизации;

2. Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 101 11 410

- отражено выбытие жилого дома в части его остаточной стоимости.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Нефинансовые активы госучреждения. Счет 100 00.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

13 августа 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики