Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
09.09.2014
- Организация по договору дарения передает автомобиль (с нулевой остаточной стоимостью) администрации города. Необходимо ли произвести оценку передаваемого безвозмездно основного средства? Если оценка будет произведена, каким образом отразить передачу автомобиля в пользу органов местного самоуправления в бухгалтерском и налоговом учете и какие налоговые последствия повлечет за собой данная сделка? Если оценка производиться не будет и основное средство будет передано по акту передачи с нулевой стоимостью, не возникнут ли у организации налоговые риски?
Юридические аспекты
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает, либо обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Нормы ГК РФ не требуют обязательного указания в договоре дарения стоимости дара, равно как и проведения его оценки. Не предъявляют требований к обязательной оценке передаваемого общество с ограниченной ответственностью по договору дарения имущества (самортизированных объектов основных средств) и нормы Федеральных законов от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Таким образом, организация может не прописывать в договоре дарения стоимость передаваемого администрации автомобиля, равно как и производить его оценку.
Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Поскольку при безвозмездной передаче объекта основных средств для целей налогообложения прибыли не возникает факта реализации (п. 1 ст. 39 НК РФ), то организация-даритель не должна признавать в налоговом учете доход от реализации.
Кроме того, из ст. 41 НК РФ следует, что доходом для целей налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ.
Полагаем, что при безвозмездной передаче объекта основных средств у организации не возникает экономической выгоды, а следовательно, и внереализационного дохода, подлежащего учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, в связи с передачей объекта основных средств по договору дарения организация-даритель не должна признавать доход в налоговом учете независимо от того, будет или нет производиться оценка стоимости дара.
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации стоимость передаваемого по договору дарения объекта основных средств уже учтена при формировании налогооблагаемой прибыли. Поэтому в силу п. 16 ст. 270 НК РФ организация не сможет учесть в составе расходов лишь затраты, связанные с передачей дара.
НДС
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Порядок исчисления и уплаты НДС урегулирован положениями главы 21 НК РФ.
В общем случае операцию по передаче права собственности на принадлежащее российской организации имущество на территории РФ на безвозмездной основе для целей главы 21 НК РФ следует рассматривать в качестве операции по реализации товара, являющейся объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 38, пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 147 НК РФ).
В то же время на основании пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам местного самоуправления не признается объектом обложения НДС.
Из ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) входят в структуру органов местного самоуправления.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при безвозмездной передаче основного средства объекта обложения НДС у передающей стороны не возникает, а следовательно, и обязанности по начислению данного налога независимо от того, будет или нет производиться оценка стоимости дара.
Наряду с этим следует обратить внимание, что согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких основных средств для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в частности для операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Как было сказано, в силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам местного самоуправления.
Таким образом, на основании пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ при безвозмездной передаче основных средств в администрацию города необходимо восстановить ранее принятый к вычету "входной" НДС (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 04.11.2012 N 03-07-09/158).
Однако в отношении основных средств восстановлению подлежат суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости этих основных средств без учета переоценки (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Поэтому, когда речь идет о полностью самортизированных объектах основных средств (с нулевой остаточной стоимостью), сумма НДС, подлежащая восстановлению, будет равна нулю. То есть, по сути, восстанавливать НДС не потребуется.
Транспортный налог
Организация, безвозмездно передающая основное средство, являющееся объектом налогообложения транспортным налогом, будет являться плательщиком данного налога до момента снятия данного объекта с регистрационного учета в органах ГИБДД (ст. 357 НК РФ).
Следует учитывать, что исчисление суммы транспортного налога (авансового платежа по транспортному налогу) в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода будет производиться с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Бухгалтерский учет
При безвозмездной передаче объекта основных средств увеличения экономических выгод у организации-дарителя не происходит. Соответственно, дохода в бухгалтерском учете не возникает (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
Пунктом 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) установлено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случае передачи по договору дарения. Сам по себе факт начисления амортизации по объекту основных средств в размере 100% не является основанием для его списания с баланса.
Расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся в качестве прочих расходов, то есть по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (п. 31 ПБУ 6/01, п.п. 11, 16-18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - Инструкция), утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
В соответствии с Инструкцией для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и другое) к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91.
Как видим, в Инструкции к счету 01 содержится положение о возможности (а не обязательности) списания стоимости объекта основных средств через отдельный субсчет "Выбытие основных средств". Поэтому организации следует закрепить в учетной политике конкретный порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по списанию стоимости основных средств в бухгалтерском учете при их выбытии (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
В Инструкции к счету 02 "Амортизация основных средств" также сказано, что при выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и другое) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 в кредит счета 01 (субсчет "Выбытие основных средств").
Поскольку организация в данном случае передает по договору дарения полностью самортизированный объект основных средств, то в момент его выбытия расходы в виде остаточной стоимости признаваться не будут.
Учитывая изложенное, считаем, что операции, связанные с выбытием объекта основных средств, организация-даритель в данном случае может отразить на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"
- списана первоначальная стоимость передаваемого автомобиля;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана сумма начисленной по передаваемому автомобилю амортизации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
19 августа 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним