Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

09.09.2014
ВОПРОС:
Заказчиком при формировании заявки на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в обосновании начальной (максимальной) цены муниципального контракта (локальный сметный расчет на ремонт муниципального имущества) учтен НДС в размере 18%. По итогам проведения аукциона победителем стал ИП, который применяет УСН. Можно ли при заключении контракта указывать его цену с учетом НДС? Имеет ли право заказчик в одностороннем порядке, без согласования с победителем конкурентной процедуры (участником закупки, с которым заключается контракт), применять коэффициент перерасчета сметной стоимости работ с уменьшением цены контракта, определенной по результатам применения соответствующего способа закупки, на сумму НДС в связи с тем обстоятельством, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не является плательщиком этого налога?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Ценой контракта, заключаемого по итогам конкурентной процедуры, следует считать сумму, предложенную участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет. Заказчик не вправе устанавливать условий о каком-либо пересчета такой цены.

 

Обоснование позиции:

Прежде всего заметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только 01.01.2014 (ч. 1 ст. 114 этого Закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по заданным вопросам, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В частности, по итогам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). В свою очередь, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (далее также - НМЦК) (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. К вышеупомянутым случаям постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 отнесено заключение контрактов на оказание услуг по оценке имущества, агентских услуг, услуг по обязательному страхованию. Соответственно, во всех иных случаях цена контракта устанавливается в определенной сумме и является твердой.

При этом следует учитывать, что исходя из норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), прежде всего ст. 424 ГК РФ, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается. Причем в силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, и напротив, гражданские правоотношения не регулируются налоговым законодательством.

Можно также заметить, что Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, - при заключении контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закон N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).

Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вывод, что ценой контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, следует считать сумму, предложенную победителем аукциона, которая должна указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет. Поскольку правила ст.ст. 34 и 42 Закона N 44-ФЗ, устанавливающие требования к цене контракта, распространяются на все способы закупки, сказанное имеет отношение и к осуществлению закупок другими способами. Указание в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке двух вариантов начальной (максимальной) цены контракта (с учетом и без учета НДС) и проведение торгов отдельно в отношении составных частей структуры цены с уменьшением НМЦК на сумму НДС Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

Отдельно отметим, что ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность в ряде случае уменьшить цену контракта, в том числе допускает снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Такая возможность изменения условий контракта может быть реализована, если она предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом. Однако названная норма содержит оговорку - изменение существенных условий контракта, а следовательно, и условия о его цене, во всех случаях производится по соглашению сторон.

Следовательно, как мы полагаем, заказчик не вправе в одностороннем порядке, без согласования с победителем конкурентной процедуры (участником закупки, с которым заключается контракт), применять коэффициент перерасчета сметной стоимости работ с уменьшением цены контракта, определенной по результатам применения соответствующего способа закупки, на сумму НДС в связи с тем обстоятельством, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не является плательщиком этого налога. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в этой ситуации не производится, товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Следует заметить, что аналогичные разъяснения неоднократно давались государственными органами в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Так, в письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2467 указано, что законодательство РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не позволяет проводить торги по составным частям структуры цены (например по цене, которая в дальнейшем будет увеличена или уменьшена на сумму НДС) (смотрите также письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-11/21, Минрегионразвития России от 07.07.2009 N 20943-ИП/08, Минэкономразвития России от 12.10.2011 N Д28-452, от 30.08.2011 N ОГ-Д28-1140, от 05.08.2011 N Д28-212, от 21.06.2011 N Д28-80, от 10.11.2009 N Д22-1255).

В письме ФАС России от 06.10.2011 N АЦ/39173, в частности, отмечается, что сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога. Данная позиция учитывается и Федеральным казначейством (п. 94 приложения к письму от 19.04.2013 N 42-7.4-05/6.3-432, п. 10 приложения к письму от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354).

К таким же выводам неоднократно приходили и суды (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2013 N Ф03-6324/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 N Ф08-1803/12, Двенадцатого ААС от 14.07.2014 N 12АП-3810/14, Четвертого ААС от 12.05.2012 N 04АП-1401/12).

Безусловно, следует учитывать, что нормы Закона N 44-ФЗ и Закона N 94-ФЗ несколько отличаются, в частности, Закон N 44-ФЗ не содержит норм, которые бы требовали включения в документацию об электронном аукционе порядка формирования цены контракта, включая информацию о включении или невключении в нее налоговых платежей. Однако, поскольку вышеизложенная позиция основывается также и на нормах гражданского и налогового законодательства, которые в этой части принципиально не изменялись, полагаем, что тот же подход должен применяться и к контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Таким образом, контракт по итогам состоявшегося электронного аукциона, равно как по итогам применения любого другого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), должен быть заключен по цене, определенной предложением победителя такого аукциона (участника закупки, с которым заключается контракт), независимо от применяемой им системы налогообложения. Если участник закупки не является плательщиком НДС, цена товаров (работ, услуг) в заключенном с ним контракте указывается без учета НДС. Оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг должна осуществляться именно по этой цене и не может уменьшаться на сумму НДС, если иное не предусмотрено соглашением с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об уменьшении цены контракта, причем такая возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом (либо контрактом в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

21 августа 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики