Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
10.09.2014
- Бюджетному учреждению на основании соответствующего договора возмещаются коммунальные расходы при передаче имущества учреждения (помещений) в безвозмездное пользование лицею. Договор безвозмездного пользования заключен впервые. До настоящего времени коммунальные платежи в полном объеме оплачивались в рамках деятельности по выполнению муниципального задания. Рекомендаций и указаний учредителя по направлениям расходования средств, которые будут получены бюджетным учреждением, нет. Каков порядок бухгалтерского учета операций, связанных с возмещением учреждению коммунальных расходов? Насколько свободно, помимо заработной платы сотрудников, учреждение может расходовать данные средства?
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают подробный порядок учета операций, связанных с возмещением учреждению коммунальных расходов при передаче имущества учреждения в безвозмездное пользование. Такой порядок может быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем (финансовым органом) (п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание определенных видов имущества (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.
Положениями п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, сданного в аренду. А вот в отношении имущества, предоставляемого бюджетным учреждением в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит.
Однако содержание имущества за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и одновременное возмещение коммунальных платежей ссудополучателями, которое будет учитываться в составе доходов по приносящей доход деятельности, в отсутствие судебной практики может стать причиной возникновения к учреждению претензий со стороны контролирующих органов.
Напомним, что в соответствии со ст. 695 ГК РФ бремя содержания вещи, полученной в безвозмездное пользование, несет ссудополучатель, поэтому вполне обоснованным будет решение учредителя о невыделении бюджетному (автономному) учреждению в составе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания средств на содержание имущества, передаваемого в безвозмездное пользование. При этом содержание такого имущества может, например, осуществляться учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности с последующей компенсацией данных расходов ссудополучателем.
В то же время вовсе не исключена ситуация, при которой возмещение расходов ссудополучателем на содержание объектов имущества, переданных ему бюджетным (автономным) учреждением в пользование, договором не будет предусматриваться. Необходимость заключения договоров безвозмездного пользования в подобном порядке может вытекать, в частности, из соответствующих требований учредителя.
В этом случае мы не исключаем и возможность финансового обеспечения содержания данного имущества учредителем. Однако, поскольку имущество учреждения, переданное в безвозмездное пользование, фактически не используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, то и суммы выделяемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидии, по нашему мнению, не должны предусматривать компенсации расходов по содержанию этого имущества.
Отметим, что учредитель не имеет права произвольно уменьшать сумму субсидии на выполнение задания - такое уменьшение обязательно должно быть увязано с изменением показателей самого задания. При заключении в течение года договоров, в соответствии с которыми имущество учреждения передается в безвозмездное пользование, уменьшение годового объема субсидии на выполнение задания, с экономической точки зрения, было бы весьма уместно, однако такое уменьшение не может осуществляться в связи с отсутствием в действующем законодательстве соответствующих механизмов.
Соответственно, учреждение может не принимать во внимание наступление соответствующих событий и расходовать средства субсидии в обычном порядке согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности, а полученные средства от ссудополучателя в счет компенсации средства использовать по своему усмотрению. Но в этой ситуации нельзя исключить возможность возникновения к учреждению претензий со стороны контролирующих органов.
В то же время ничто не мешает учредителю пересмотреть в сторону уменьшения показатели задания (объем, качество, нормативные затраты).
Кроме того, часть средств субсидии может быть возвращена учреждением добровольно (после консультаций с учредителем) или на основании соответствующих положений Соглашения о предоставлении субсидии.
Если же учредителем при передаче имущества в безвозмездное пользование другому учреждению решается вопрос о том, что расходы на его содержание возможно осуществить за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, то целесообразно данное решение с обоснованием закрепить в локальном нормативном акте учредителя.
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2". При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения "4" могут учитываться только доходные операции в сумме:
- полученной субсидии на выполнение задания;
- возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.
С учетом изложенного в бюджетном учреждении может быть принято решение о начислении доходов в сумме возмещаемой лицеем стоимости коммунальных расходов в рамках вида деятельности "2". Такое решение тем более оправданно, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в составе доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ отражаются, в частности:
- компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений;
- другие аналогичные доходы.
Оплату части коммунально-эксплуатационных расходов, приходящихся на предоставленные в безвозмездное пользование площади, для избежания возникновения разногласий с органами финансового контроля целесообразно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности.
В рассматриваемой ситуации расчеты по доходам в бухгалтерском учете могут быть отражены следующими записями:
1. Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
- на основании документов снабжающих организаций учтена стоимость коммунальных услуг (с учетом НДС) и справки-расчета, потребленных лицеем;
2. Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610,
Увеличение счета 18 (код 223 КОСГУ)
- произведена оплата поставщикам коммунальных услуг;
3. Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130
- начислена задолженность лицея по компенсации расходов стоимости коммунальных услуг;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660
- на лицевой счет учреждения зачислена компенсация расходов. Одновременно отражено увеличение счета 17 (код 130 КОСГУ).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет в бюджетном (автономном) учреждении, являющемся ссудодателем, компенсации коммунальных (эксплуатационных) расходов, уплачиваемой ссудополучателем;
- Энциклопедия решений. Пример. Учет в бюджетном (автономном) учреждении, являющемся ссудодателем, доходов в виде компенсации коммунальных расходов, уплачиваемых ссудополучателем;
- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
- Энциклопедия решений. Налогообложение при безвозмездном пользовании. Учет у ссудодателя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
21 августа 2014 г.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним