Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

11.09.2014
ВОПРОС:
В организации была проведена аттестация рабочих мест и по ее результатам условия труда работников являются вредными (3 класс). В соответствии с каким нормативным правовым актом следует устанавливать гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда? Действуют ли в отношении работников организации разъяснения Минтруда России от 01.10.2012 и от 13.02.2013 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870" и информация от 13.12.2012 "Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870"?
ОТВЕТ:

Со вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ). Следовательно, с 1 января 2014 года класс (подкласс) условий труда на рабочих местах устанавливается только по результатам специальной оценки условий труда.

Ранее оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные и опасные производственные факторы была призвана аттестация (ст. 209 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)). Самостоятельно, без проведения специальной оценки условий труда соотносить степени и классы, присвоенные по результатам аттестации, с классами и подклассами, которые могут быть установлены только по результатам проведения специальной оценки условий труда, работодатель не вправе.

При этом в силу ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций используются результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты данной аттестации действительны до окончания срока их действия, а порядок и условия компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, а также повышенная оплата труда) не могут быть ухудшены, а размеры снижены при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

Таким образом, если по результатам аттестации рабочих мест установлены компенсации за работу во вредных условиях, то они могут быть отменены только по результатам специальной оценки условий труда. А поскольку в рассматриваемой ситуации специальная оценка условий труда не проводилась, то компенсации, установленные по результатам аттестации рабочих мест, в соответствии с Постановлением N 870, должны предоставляться на протяжении всего срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.*(1)

Относительно п. 2 Постановления N 870, в соответствии с которым Минздравсоцразвития России поручено установить сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда, отметим следующее.

До настоящего времени Минздравсоцразвития России соответствующие документы не утвердило. При этом действующие с 1 января 2014 года новые редакции ст.ст. 92, 117, 147 ТК РФ не подразумевают существование какого-либо подзаконного нормативного правового акта, который закреплял бы дифференцированные размеры компенсаций в зависимости от степени вредности и (или) опасности условий труда. Поэтому такой нормативный правовой акт разрабатываться уже не будет.

Соответственно, при предоставлении компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, что подтверждено результатами аттестации рабочих мест, следует руководствоваться ранее принятыми нормативными правовыми актами в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ). Так, при предоставлении компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, следует руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск*(2) и сокращенный рабочий день*(3), утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее - Список производств). Аналогичная позиция отражена в разъяснении Минтруда России от 01.10.2012 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870".

Размеры доплат за вредные условия труда устанавливаются в соответствии с постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115, постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда", но не могут быть ниже предусмотренных Постановлением N 870.

Помимо этого, в разъяснении Минтруда России от 13.02.2013 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870" указывается, что до реализации поручения, указанного в п. 2 Постановления N 870, работодатель, руководствуясь ст.ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Однако, по нашему мнению, это разъяснение нельзя понимать как обосновывающее право работодателя произвольно устанавливать отдельные компенсации работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, при наличии оснований для предоставления также иных льгот, предусмотренных ТК РФ и Постановлением N 870. В любом случае при решении вопроса о предоставлении тех или иных видов компенсаций необходимо учитывать положения трудового законодательства, в частности, упомянутые в приведенном разъяснении нормы ТК РФ, которые связывают предоставление определенных льгот с наличием вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах. Кроме того, разъяснения Минтруда России не носят нормативного характера, являются лишь разъяснениями по конкретным вопросам, а также не могут иметь приоритет по отношению к ТК РФ и постановлениям Правительства РФ. При этом заметим, что ранее Минтруд России пояснял, что все три вида компенсаций должны предоставляться работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, одновременно в соответствии с Постановлением N 870 (разъяснения Минтруда России от 01.10.2012, информация от 13.12.2012 "Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870").

Также хотелось бы отметить, что согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в решении от 14.01.2013 N АКПИ12-1570, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности (в том числе и первой) работник, независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке производств, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных Постановлением N 870. Вместе с тем в случаях, когда по данной профессии, должности Списком производств предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список производств, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда (смотрите также определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.03.2013 N АПЛ13-102).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кудряшов Максим

27 августа 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Обращаем Ваше внимание, что на настоящий момент Постановление N 870 утратило силу. Однако полагаем, что работодателю следует продолжать руководствоваться Постановлением N 870, поскольку предусмотренные гарантии и компенсации могут быть изменены только в результате проведения специальной оценки условий труда.

*(2) Список предусматривает предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в рабочих днях. Поэтому предусмотренное Списком количество рабочих дней необходимо перевести в календарные дни. Порядок перевода рабочих дней отпуска в календарные при предоставлении дополнительного отпуска за вредные условия труда разъяснен в письме Минтруда РФ от 01.02.2002 N 625-ВВ. Например, дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней соответствует 14 календарным дням отпуска.

*(3) Список предусматривает не сокращенную рабочую неделю, а сокращенный рабочий день. При этом самый продолжительный рабочий день, предусмотренный Списком, равен 6 часам. Список утверждался исходя из того, что для рабочих и служащих, занятых на работах с вредными условиями труда, вводится сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 44 КЗоТ РСФСР). Значит, Список составлялся исходя из 6-дневной рабочей недели (6 ч х 6 дн. = 36 ч). Поэтому в ситуациях, когда Список предусматривает 6-часовой рабочий день, сотрудникам устанавливается 36-часовая рабочая неделя. Если же предусмотрен, например, 4-часовой рабочий день, то рабочая неделя не должна превышать 24 часов и т.д.

Все консультации данной рубрики