Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
15.09.2014
- Оргтехника принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления. Какие документы необходимо оформить для списания данной оргтехники? Обязательно ли оформлять акт о передаче имущества на утилизацию?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в Акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано, то наличие в учреждении документов, подтверждающих проведение утилизации, обязательно.
Обоснование вывода:
Согласно требованиям п. 51 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.
При этом согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
- реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Таким образом, в соответствующем разделе акта на списание основных средств в обязательном порядке должны быть указаны мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемого имущества. В противном случае к учреждению могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов по поводу несоблюдения установленного порядка списания имущества. Факт реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.
Перечень примерных мероприятий, предусматривающих дальнейшую судьбу списываемого имущества, предусмотрен п. 51 Инструкции N 157н. К таким мероприятиям, в частности, относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Перечень мероприятий является открытым.
Отметим, что в установленных случаях до утверждения руководителем федерального государственного учреждения Акт о списании государственного имущества обязательно должен быть согласован с уполномоченным органом. Под уполномоченным органом, как правило, понимается орган, в ведении которого находится учреждение (орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, далее - учредитель).
Особенности списания федерального имущества установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834).
Федеральные учреждения согласовывают списание имущества только с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Конкретный порядок согласования списания федерального имущества (перечень предоставляемых документов, сроки принятия решения и т.д.) определяется каждым федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся федеральные государственные учреждения.
Порядок согласования актов о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями (далее - Порядок), утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 N 242н.
Комплект документов, направляемый в целях согласования Министерством актов о списании федерального имущества заявителем в Министерство, определен п. 2 Порядка.
Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются.
Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731). Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция N 68н).
Из п. 3.2 Инструкции N 68н следует, что в отношении выведенных из эксплуатации технических материальных средств, содержащих драгоценные металлы, учреждение вправе:
- реализовать их или передать на давальческих условиях организациям, осуществляющим заготовку лома и отходов драгоценных металлов;
- самостоятельно осуществить первичную обработку лома драгоценных металлов, которая предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки.
Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки. Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.
Таким образом, если драгоценные металлы содержатся в списываемых объектах имущества, принадлежащих бюджетному учреждению на праве оперативного управления, согласно требованиям действующего законодательства должностными лицами этого учреждения должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов.
Подобные мероприятия прямо могут быть предусмотрены Актом о списании имущества и осуществляться учреждением:
- самостоятельно (если целесообразно выполнение этих мероприятий штатными специалистами);
- с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора.
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать следующий вывод: если в Акте о списании оргтехники отражено, что она должна быть утилизирована, то наличие в учреждении документов, подтверждающих проведение утилизации, обязательно. Такими документами могут являться:
- акт об утилизации имущества;
- акт о передаче имущества на утилизацию, как приложение к договору утилизации со специализированной организацией.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества;
- Энциклопедия решений. Документы, предоставляемые госучреждением для согласования списания имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
26 августа 2014 г.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним