Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
18.09.2014
- Какими бухгалтерскими записями отразить в учете бюджетного учреждения расходы на реконструкцию основного средства за счет средств по виду деятельности "2" (приносящая доход деятельность), если оно учтено в составе имущества по виду деятельности "4" (выполнение государственного задания)?
В силу положений п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться:
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно и отвечают по своим обязательствам, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 123.22, п. 3 ст. 298 ГК РФ).
При этом денежные средства в соответствии с действующим законодательством к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут. Данный вывод основан на положениях п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (смотрите также письмо Минфина России от 04.09.2012 N 02-06-10/3517).
Таким образом, бюджетные учреждения самостоятельно принимают решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов, учитывая ограничения по расходованию денежных средств, которые предусматриваются для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации работы по реконструкции основного средства, учитываемого в составе имущества по виду деятельности "4" - выполнение государственного задания, обоснованно могли быть оплачены за счет средств приносящей доход деятельности. При этом, учитывая положения п. 27 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), у учреждения имеются все основания для увеличения первоначальной стоимости реконструируемого объекта.
Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при его реконструкции используется счет 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 127 Инструкции N 157н), по дебету которого накапливаются все затраты, связанные с его реконструкцией, а по кредиту счета отражается списание расходов на увеличение его первоначальной стоимости.
Отражение в учете операций, связанных с реконструкцией основных средств за счет разных источников финансирования, ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), прямо не предусмотрено.
В таких ситуациях учреждению в силу положений п. 4 Инструкции N 174н желательно определить подробный порядок организации бухгалтерского учета в рамках учетной политики по согласованию с соответствующим финансовым органом или органом, осуществляющим в его отношении функции и полномочия учредителя.
При этом следует учитывать, что на протяжении последних лет финансовое ведомство неоднократно рассматривало проблему перевода объектов нефинансовых активов с одного кода вида деятельности на другой. В настоящее время такие операции отражаются в учете с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (смотрите, в частности, письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 NN 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897 и от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Это объясняется тем, что подобные операции не приводят к увеличению (уменьшению) стоимости активов и не изменяют финансовый результат.
Суммы, учтенные на счете 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", при отражении перевода нефинансовых активов с одного вида финансового обеспечения (деятельности) на другой, могут списываться на финансовый результат прошлых отчетных периодов в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (с отражением данной операции в Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (форма 0503710) (п. 31, п. 32 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).
Учитывая изложенное, в данном случае в учете бюджетного учреждения могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 106 11 310 Кредит 2 302 31 730
- отражены расходы учреждения, связанные с реконструкцией основного средства (в рамках приносящей доход деятельности);
2. Дебет 2 302 31 830 Кредит 2 201 11 610
- за счет средств от приносящей доход деятельности оплачены расходы, связанные с реконструкцией основного средства, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по соответствующим кодам КОСГУ;
3. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 106 11 410
Дебет 4 106 11 310 Кредит 4 304 06 730
- переведены расходы, связанные с реконструкцией основного средства, с приносящей доход деятельности на деятельность по выполнению государственного задания;
4. Дебет 4 101 13 310 Кредит 4 106 11 310
- увеличена первоначальная стоимость основного средства, реконструкция которого производилась;
5. Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 401 30 000
Дебет 2 401 30 000 Кредит 2 304 06 730
- отражены операции при заключении счетов текущего финансового года учреждений на основании Справки (форма 0504833).
Приемка выполненных работ по реконструкции осуществляется на основании Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0306002). Сведения о модернизации основного средства подлежат отражению в Инвентарной карточке (форма 0504031).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения с прочими кредиторами. Счет 304 06;
- Энциклопедия решений. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 4;
- Энциклопедия решений. Порядок применения счетов 2 210 06 000, 7 210 06 000 в бюджетном (автономном) учреждении;
- Энциклопедия решений. Порядок формирования показателя счета 0 210 06 000 в бюджетном (автономном) учреждении;
- Энциклопедия решений. Начисление амортизации в госучреждении в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Изменение порядка формирования отчетности в связи с новым порядком использования счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (начиная с отчетности за 2012 год).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
2 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним