Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
23.09.2014
- У государственного образовательного бюджетного учреждения истек срок лицензионного договора на установленную у него программу для ЭВМ, планируется заключение нового лицензионного договора. Ежемесячная сумма контракта составляет около 20 тыс. руб. Закупка программного продукта будет осуществляться за счет бюджетных средств. Необходимо ли государственному образовательному бюджетному учреждению проводить торги в данной ситуации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если общая сумма контракта не превышает четырехсот тысяч рублей, то он может быть заключен без проведения конкурентных процедур при соблюдении условий, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование позиции:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) данный Закон регулирует, в частности, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 того же Закона (далее - контракт).
Результаты интеллектуальной деятельности, включая программы для ЭВМ (пп. 2 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1259, ст.ст. 1261, 1301 ГК РФ), не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому (в том числе и на основании договора купли-продажи). Интеллектуальные права не зависят от прав на материальный носитель, в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Однако права на такие результаты, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК РФ (п. 4 ст. 129, ст. 1227 ГК РФ). Статья 1233 ГК РФ называет в качестве способов распоряжения исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, во-первых, его отчуждение по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права), а во-вторых, предоставление другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Закон N 44-ФЗ не содержит положений, которые прямо бы указывали на то, что он распространяется и на такие сделки, которые связаны с распоряжением исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Однако исходя из содержания п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, а также, в частности, из содержащегося в п. 3 ч. 2 ст. 84 данного Закона указания на заключение оказание услуг страхования, содержащегося в п. 13, п. 14, п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указания на "исключительные права или исключительные лицензии на произведения, исполнения, фонограммы, издания", можно прийти к выводу о том, что сфера применения данного Закона шире, чем просто приобретение товаров, работ, услуг в том значении, которое эти термины имеют в Гражданском кодексе РФ. По смыслу положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (параграфы 3, 4 и параграф 7 главы 30, главы 37, 38, глава 39 ГК РФ, глава 34 ГК РФ и прочие), под действие Закона N 44-ФЗ подпадают возмездные договоры, по которым перечисленные выше лица (заказчики) получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его, причем такие договоры, которые заключаются с контрагентом, определенным в соответствии с законом.
Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона N 44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 N 97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, выбирает в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.
Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. При этом большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предполагает наличие особых оснований для заключения контракта с единственным контрагентом, среди которых и наличие особых полномочий, особый статус контрагента, которыми могут обладать только ограниченное количество лиц, а в некоторых случаях - только одно лицо (смотрите, например, п.п. 1, 2, 6-8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрен единственный случай возможности заключения контракта единственным контрагентом на поставку программного обеспечения: согласно п. 35 данной части это возможно в случае заключения организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования. Сама же по себе возможность заключения лицензионного договора на предоставление права использования любых программ для ЭВМ с единственным контрагентом в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ прямо не указана. То обстоятельство, что заказчику необходимо заключить лицензионный договор в отношении конкретной имеющейся у него программы для ЭВМ, само по себе также не является основанием для заключения контракта без проведения конкурентных процедур. Более того, при описании в документации о закупке объекта закупки указание на конкретные товарные знаки (как это планируется в приведенной ситуации) допускается только в исключительных случаях (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Правомерность же такого указания в рассматриваемом случае представляется неочевидной.
Однако следует учитывать, что в ряде случаев заказчик вправе осуществлять закупку без таких дополнительных оснований в случае заключения контракта с единственным контрагента по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 93 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.*(1) Последняя из приведенных норм допускает возможность осуществления государственным образовательным учреждением (письмо Минэкономразвития России от 06.02.2014 N ОГ-Д28-776) закупки у единственного контрагента на сумму до 400 тысяч рублей при условии, что годовая сумма закупок, осуществляемых в соответствии с этой нормой, не превышает 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, или 20 миллионов рублей. Таким образом, если сумма контракта, который планируется заключить, менее 400 тысяч рублей, государственное образовательное учреждение вправе приобрести право использования программы для ЭВМ без проведения конкурентных процедур, заключив лицензионный договор на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при условии соблюдения перечисленных в этой норме ограничений. В противном случае закупку необходимо осуществлять конкурентными способами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
5 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Мы полагаем, что заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не вправе осуществлять закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого Закона. Подробнее об этом смотрите Вопрос: Может ли заказчик, обосновывая закупку у единственного поставщика, указать в качестве основания такой закупки одновременно п. 4 и п. 6 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), если сумма закупки не превышает 100 000 рублей? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2014 г.).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним