Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

24.09.2014
ВОПРОС:
Организация занимается производством и переработкой рыбной продукции. До 1 января 2014 года аттестация рабочих мест в организации не проводилась. Вправе ли организация не проводить специальную оценку условий труда незамедлительно, а провести ее ближе к 31 декабря 2018 года?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работодатель обязан незамедлительно провести специальную оценку условий труда, не дожидаясь окончания 2018 года.

 

Обоснование позиции:

Со вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Таким образом, специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой также была возложена на всех работодателей ранее.

Частью 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ установлено положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 этого же закона, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

При этом в силу п. 4 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок), до 1 января 2014 года аттестации подлежали все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Кроме того, в силу пп. "б" п. 8 Порядка работодатели освобождались от повторной аттестации тех рабочих мест, условия труда на которых ранее были признаны оптимальными или допустимыми.

Однако в настоящее время организации обязаны проводить специальную оценку условий труда в отношении условий труда всех работников, с которыми заключены трудовые договоры, за исключением работников, перечисленных в ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ. В связи с чем из буквального прочтения ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ можно сделать вывод, что в отношении рабочих мест, аттестация которых была необязательна и не проводилась, работодатель может не торопиться с проведением специальной оценки условий труда - главное, чтобы такая работа была завершена до 31 декабря 2018 года.

По нашему мнению, установленное в ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года, следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, а именно: что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года; до конца 2018 года все работодатели должны будут провести специальную оценку условий труда (смотрите также интервью с В.А. Коржом, директором Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ "С 2014 года аттестацию заменили специальной оценкой условий труда" в журнале "Зарплата", N 2, февраль 2014 г.).

На наш взгляд, положения ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ не означают, что работодатели, ранее не проводившие аттестацию рабочих мест, не обязаны в кратчайшие сроки обеспечить проведение специальной оценки условий труда и могут подождать с этим до конца 2018 года: нет, как и ранее, все работодатели обязаны, как можно скорее, идентифицировать вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса и оценить уровень их воздействия на работников, при этом в настоящее время эта обязанность может быть выполнена не путем аттестации рабочих мест по условиям труда, а путем проведения специальной оценки условий труда.

В рассматриваемом случае до вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией проведена не была. Соответственно, в силу требований ст. 212 ТК РФ, Закона N 426-ФЗ работодатель теперь обязан провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ.

Отметим, что с 1 января 2015 года вводится административная ответственность работодателя за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.

Обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является лишь нашим экспертным мнением, какая-либо правоприменительная практика по данному вопросу отсутствует, официальных разъяснений нами не обнаружено. За разъяснениями Вы вправе обратиться в официальный компетентный государственный орган - Министерство труда и социальной защиты РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д.21) или путем заполнения формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rosmintrud.ru/reception/ask).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

5 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики