Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.09.2014
ВОПРОС:
Имущество (основные средства и материальные запасы), находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве оперативного управления за подведомственным Министерству обороны бюджетным учреждением, подлежит после списания утилизации или уничтожению, в том числе собственными силами учреждения. Необходимо ли составление акта на уничтожение после списания материальных ценностей в бюджетной организации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если в Акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

- актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленные с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;

или

- актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными в качестве приложение к договору об утилизации или уничтожении списанных материальных ценностей со специализированной организацией.

 

Обоснование вывода:

Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются профильной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.

Согласно требованиям п. 51 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.

При этом в силу п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:

- утверждения руководителем учреждения решения о списании (выбытии) объекта основного средства, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - при наличии согласования этого решения с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества;

- реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании.

В соответствии с п. 114 Инструкции N 157н операции по выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов в бюджетном учреждении оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов, в порядке, предусмотренной Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н). Основные первичные документы, применяемые в бюджетных учреждениях при выбытии материальных запасов, перечислены в п. 36 Инструкции N 174н.

Таким образом, в соответствующем разделе акта на списание основных средств или материальных запасов в обязательном порядке должны быть указаны мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемого имущества. В ином случае учреждению могут быть предъявлены претензии со стороны контролирующих органов по поводу несоблюдения установленного порядка списания имущества.

Перечень примерных мероприятий, предусматривающих дальнейшую судьбу списываемого основных средств, предусмотрен п. 51 Инструкции N 157н. К таким мероприятиям, в частности, относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Как правило, для материальных запасов применяются аналогичные мероприятия. Перечень мероприятий является открытым.

Факт реализации мероприятий, предусмотренных Акт о списании, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.

Законодательство в настоящее время не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения.

Вместе с тем согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н.

Иными словами, в учетной политике бюджетного учреждения целесообразно предусмотреть первичные документы, применяемые при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении бюджетного учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе различных проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Отметим, что в установленных случаях до утверждения руководителем федерального государственного учреждения Акт о списании государственного имущества обязательно должен быть согласован с уполномоченным органом. Под уполномоченным органом, как правило, понимается орган, в ведении которого находится учреждение (орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, далее - учредитель).

При этом в ведомственных нормативных актах, в том числе могут быть предусмотрены требования к документальному оформлению утилизации и уничтожения списываемого с учета имущества.

Списываемые с учета и подлежащие утилизации материальные ценности могут содержать, например, драгоценные металлы. Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731). Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция N 68н).

Из п. 3.2 Инструкции N 68н следует, что в отношении выведенных из эксплуатации технических материальных средств, содержащих драгоценные металлы, учреждение вправе:

- реализовать их или передать на давальческих условиях организациям, осуществляющим заготовку лома и отходов драгоценных металлов;

- самостоятельно осуществить первичную обработку лома драгоценных металлов, которая предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки.

Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.

Таким образом, если драгоценные металлы содержатся в списываемых объектах имущества, принадлежащих бюджетному учреждению на праве оперативного управления, согласно требованиям действующего законодательства должностными лицами этого учреждения должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов.

Подобные мероприятия могут быть прямо предусмотрены Актом о списании имущества и осуществляться учреждением:

- самостоятельно (если целесообразно выполнение этих мероприятий штатными специалистами);

- с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора.

Кроме того, в списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.), и в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если же в организации нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, то для утилизации подобного имущества лучше привлечь специализированную организацию.

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать следующий вывод: если в Акте о списании отражено, что имущество должна быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

- актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;

или

- актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Учетная политика госучреждения;

- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;

- Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества;

- Энциклопедия решений. Документы, предоставляемые госучреждением для согласования списания имущества.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

5 сентября 2014 г.

Все консультации данной рубрики