Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

25.09.2014
ВОПРОС:
Бюджетным образовательным учреждением закупаются продукты для организации школьного питания. Затем эти продукты передаются организатору питания в рамках договора на оказание услуг по организации питания. Факт оказания услуг подтверждается актами, в которых указываются число учащихся, которых накормили за соответствующий период, и количество блюд за указанный период. Какими документами организатор питания должен подтверждать фактический расход продуктов питания, которые были использованы в приготовлении блюд за отчетный период? Какие бухгалтерские проводки применить для списания приобретенных учреждением продуктов питания?
ОТВЕТ:

Детальный порядок документального оформления операций, связанных с организацией питания в бюджетных учреждениях при заключении договоров на оказание услуг по организации питания, действующими нормативными правовыми актами не определен. Соответственно, этот порядок может быть разработан учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем (п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Применяемая организацией схема документооборота должна учитывать требования Инструкции N 157н, а также положения приказа Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н). Кроме того, учреждение может учесть отдельные положения Методики учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2.

При этом можно говорить о том, что организатор питания получает продукты от бюджетного учреждения для переработки (обработки), выполнения иных работ (по сортировке, хранению) или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых продуктов питания и с обязательством использования переработанных (обработанных) продуктов питания и изготовленной продукции в организации школьного питания.

Иными словами, переданные продукты питания можно рассматривать как давальческие материалы.

В общем случае договор по переработке давальческих материалов является разновидностью договора подряда (глава 37 ГК РФ).

Взаимоотношения образовательного учреждения с организатором питания (подрядчиком) при выполнении работ (услуг) по организации питания могут оформляться договором подряда, в котором обязательно указываются:

- предмет договора и конкретный вид работ, выполняемых подрядчиком (организатором питания) (п. 1 ст. 702 ГК РФ);

- начальный и конечный сроки выполнения таких работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ);

- точное наименование и описание передаваемых давальческих продуктов питания, включая данные об их количестве, качестве и стоимости;

- порядок, в котором давальческие продукты питания передаются подрядчику и уже переработанные материалы (готовые изделия - блюда) принимаются заказчиком;

- наименование, ассортимент изготовленной в результате переработки готовой продукции (блюд);

- сроки поставки давальческих продуктов питания и изготовления продукции (готовых блюд), ответственность за их нарушение;

- порядок определения цен услуг по организации питания, а также порядок расчетов (сроки оплаты, виды расчетов);

- порядок учета возвратных отходов в случае их наличия (они могут либо передаваться заказчику, либо оставаться у подрядчика) и др.

Предоставленные бюджетным учреждением продукты для организации питания подрядчик обязан использовать экономно и расчетливо, а по завершении работы представить заказчику отчет об израсходованных продуктах питания, а также возвратить их остатки либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающихся у подрядчика неиспользованных продуктов питания (п. 1 ст. 713 ГК РФ).

В соответствии с п. 116 Инструкции N 157н передача (возврат) материальных запасов учреждением должна оформляться первичным (сводным) учетным документом, без списания передаваемых объектов с балансового учета.

Согласно положениям Приказа Минфина РФ N 173н отпуск материалов на сторону оформляется накладной (форма 0315007), которая выписывается в двух экземплярах (для заказчика и исполнителя). При этом в ней обязательно делают отметку "в переработку на давальческой основе".

В свою очередь, выбытие израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов отражается на основании первичных учетных документов по соответствующей операции и объекту учета (в частности Меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202). (абз. 2 п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).

Согласно Приказу N 173н Меню-требование (форма 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (форма 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные учреждением в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Сведения из Меню-требования (форма 0504202) после проверки заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

С учетом специфики заключенного договора на организацию питания и трудозатратами по ежедневной обработке Меню-требования (форма 0504202) в бюджетном учреждении, по нашему мнению, может быть утверждена другая периодичность предоставления данных по фактическому использованию продуктов питания (еженедельно, подекадно, но не реже, чем ежемесячно). При этом форма отчетности (например отчет об израсходованных продуктах питания) может быть разработана учреждением самостоятельно согласно п. 6 Инструкции N 157н. Эта форма должна содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н. Также к указанной форме должны быть приложены документы, подтверждающие фактический ежедневный расход продуктов питания (например, технологические карты или калькуляционные карточки, составленные в соответствии с рекомендациями приложения 5 к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.5.-2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45).

В рассматриваемой ситуации возможны следующие бухгалтерские проводки:

1. Дебет 0 105 02 340 Кредит 0 302 34 730

- в учреждении приняты к учету продукты питания на основании товарно-сопроводительных документов поставщика (п. 32 Инструкции N 174н);

2. Дебет 0 105 02 340 (счет аналитического учета "Продукты питания, переданные в переработку") Кредит 0 105 02 340

- передача продуктов питания подрядчику (организатору питания) оформлена накладной (форма 0315007) (п. 32 Инструкции N 174н);

3. Дебет 0 401 20 272 (0 109 00 272) Кредит 0 105 02 340 (счет аналитического учета "Продукты питания, переданные для организации питания")

- на основании предусмотренного и утвержденного в составе учетной политики (и (или) согласованного в рамках договора подряда) отчета об израсходованных продуктах питания списаны фактически израсходованные за отчетный период продукты питания (п. 37 Инструкции N 174н);

4. Дебет 0 401 20 226 (0 109 00 226) Кредит 0 302 26 730

- приняты обязательства в сумме оказанных по договору на нужды бюджетного учреждения услуг по организации питания.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Документальное оформление операций по движению продуктов питания в госучреждении;

- Энциклопедия решений. Документальное оформление списания продуктов питания в госучреждении;

- Энциклопедия решений. Учет продуктов питания на складе (в кладовой) госучреждения;

- Энциклопедия решений. Регистры бухгалтерского учета, применяемые в госучреждении для учета материальных запасов.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

8 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики