Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
01.10.2014
- ИП, применяющий ЕНВД в отношении розничной торговли товарами бытовой химии, планирует отдельно предусмотреть в договоре с поставщиком (либо в дополнительном соглашении к договору поставки) платное оказание поставщику услуг по распространению рекламных материалов (листовок), содержащих информацию о товаре (о скидках на данный товар). При этом рекламные материалы (листовки) заказаны в типографии самим ИП. Распространение листовок осуществляется как посредством почтовых отправлений, так и непосредственной раздачей перед входом в торговую точку. Каков порядок налогообложения указанных услуг по распространению рекламных материалов (листовок), содержащих информацию о товаре поставщика?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оказанные индивидуальным предпринимателем поставщику товаров услуги по распространению рекламных материалов (листовок), содержащих информацию о товаре поставщика, не могут рассматриваться как оказанные в рамках его (ИП) торговой деятельности (розничной торговли). Оказание таких услуг поставщику является самостоятельным видом предпринимательской деятельности ИП.
Поскольку ИП не заявил о применении УСН в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ, в отношении вышеназванных услуг подлежат уплате налоги по общей системе налогообложения.
Индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль организаций, поэтому с дохода от услуг, оказанных поставщику, надлежит уплатить НДФЛ.
Оказание таких услуг облагается НДС в общеустановленном порядке, поскольку в рассмотренной ситуации в отношении оказанных услуг ЕНВД не применяется.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ и руководствуясь положениями главы 26.3 НК РФ в целом, Решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 3-3 "О едином налоге на вмененный доход" (далее - Решение N 3-3) на территории муниципального образования г. Казани введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Согласно указанному Решению N 3-3 система ЕНВД применяется в отношении, в частности, следующих видов деятельности:
- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (пп. 6 п. 2 Решения N 3-3);
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (пп. 7 п. 2 Решения N 3-3);
- распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (пп. 10 п. 2 Решения N 3-3);
- размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств (пп. 11 п. 2 Решения N 3-3).
Как видим, деятельность по распространению рекламных листовок (без использования рекламных конструкций и вне транспортных средств), учитывая также определения соответствующих понятий, данные в ст. 346.27 НК РФ, не подпадает под ЕНВД. Соответственно, доход от оказания подобных услуг поставщику должен облагаться либо по общей системе налогообложения, либо по УСН.
Аналогичная ситуация была рассмотрена Минфином России в письме от 03.08.2010 N 03-11-11/214. Специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что услуги по рекламированию товаров, другие подобные услуги, направленные на продвижение, в том числе, товаров, реализуемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, оказываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг (глава 39 ГК РФ). Соответственно, предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по продвижению товаров, осуществляемая в рамках отдельно заключенных договоров возмездного оказания услуг с поставщиками, контрагентами и т.д., не может быть отнесена к торговой деятельности (в частности к розничной торговле). В связи с этим указанная предпринимательская деятельность не подлежит переводу на ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или по УСН (при условии соблюдения положений главы 26.2 НК РФ).
Позиция Минфина России подтверждается в постановлении ФАС Уральского округа от 10.09.2012 N Ф09-7956/12 по делу N А50-25337/2011 (определением ВАС РФ от 21.12.2012 N ВАС-17570/12 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано). Суд указал, что к торговой деятельности относится вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Услуги по рекламированию товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение товаров, могут оказываться хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, только на основании договоров возмездного оказания услуг.
Необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
Соответственно, если в рассматриваемом случае договор поставки (дополнительное соглашение к договору поставки, являющееся неотъемлемой частью договора) будет предусматривать вознаграждение покупателю за распространение рекламной информации о товаре поставщика, то с большой вероятностью такой договор может быть признан смешанным, содержащим элементы договора поставки и договора возмездного оказания услуг.
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 N А56-16675/2007 судьи указали, что договор является смешанным, если содержит, помимо условий об обязанности поставщика поставлять, а покупателя - принимать и оплачивать товар, ряд специфических условий, не характерных для договора поставки, например оказание покупателем поставщику рекламных услуг.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 N 09АП-2423/13 по делу N А40-53178/12-107-291 судьи при рассмотрения спора в ситуации, когда заключенный между оптовым поставщиком и покупателем договор помимо условия об обязанности поставщика поставлять покупателю товары и обязанности покупателя по приемке и оплате товара, также содержал условие об обязанности покупателя оказывать поставщику рекламные и иные возмездные услуги, указали, что данный договор, в силу ст. 421 ГК РФ, является договором смешанного типа, включающем в себя элементы договора поставки и договора возмездного оказания услуг.
На то, что договор носил смешанный характер, поскольку помимо непосредственно поставки были урегулированы вопросы оказания покупателем услуг поставщику (логистических, рекламных, маркетинговых и т.д.), отмечено также в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 N 09АП-32971/12 по делу N А40-42705/12-138-392.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации (в рамках полученной от Вас информации), по нашему мнению, оказанные индивидуальным предпринимателем поставщику товаров услуги по распространению рекламных материалов (листовок), содержащих информацию о товаре поставщика, не могут рассматриваться как оказанные в рамках его (ИП) торговой деятельности (розничной торговли). Оказание таких услуг поставщику является самостоятельным видом предпринимательской деятельности ИП, подлежащим в данном случае налогообложению в рамках общей системы налогообложения.
Причем соглашение о выполнении действий и уплате вознаграждения квалифицируется в качестве возмездного оказания услуг независимо от того, как оно оформлено - как отдельный договор на оказание услуг либо как составная часть смешанного договора, включающего в себя также элементы договора поставки (договор поставки будет являться смешанным договором, как в случае, если оказание услуг будет предусмотрено в самом договоре поставки, так и в случае если оказание услуг будет предусмотрено в дополнительном соглашении к договору, являющемся неотъемлемой частью договора поставки).
В заключение приведем еще одно постановление из арбитражной практики. В постановлении ФАС Поволжского округа от 30.07.2013 N Ф06-5852/13 по делу N А06-339/2012 суд признал, что премии, выплачиваемые дистрибутору поставщиком в целях стимулирования дистрибьюторской активности, увеличения объема продаж, не могут быть отделены от договора по дистрибуции, поскольку не связаны с возникновением у дистрибутора обязанностей выполнить работы или оказать услуги, в том числе услуги по продвижению товара, и не могут быть квалифицированы как оплата за оказанные услуги, поскольку неразрывно связаны с обязательствами по договору дистрибуции. Вместе с тем в рассмотренном судом деле упоминалась целая программа вознаграждений (от поставщика), базирующихся на регулярной оценке ключевых показателей деятельности дистрибьютора, в том числе, построенная на результатах исследования уровня удовлетворенности клиентов. Наличие в точках продаж каталогов и рекламных материалов предусматривалось в качестве обязательства, которое не представляло само по себе самостоятельного основания для получения дистрибутором вознаграждения.
По вопросу налогообложения оказанных ИП услуг отметим следующее.
В силу положений п. 1 ст. 246 НК РФ ИП не является налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций. В связи с этим в рамках общего режима налогообложения по доходам, не облагаемым ЕНВД, ИП признается плательщиком НДФЛ. Кроме того, в соответствии со ст. 143 НК РФ ИП признаются плательщиками НДС. А в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в том числе, реализация услуг на территории РФ (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 02.09.2011 N 20-14/2/085308@).
К сведению:
Налог на рекламу отменен на территории РФ с 1 января 2005 года. Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), пп. "з" п. 1 ст. 21 которого был установлен этот налог, утратил силу в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
11 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним