Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
01.10.2014
- Вправе ли бюджетное учреждение заключить контракт на аренду нежилого помещения в соответствии с п. 32 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Является ли оплата расходов на проживание в гостинице сотрудников бюджетного учреждения, направляемых в командировку, закупкой в понимании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
Осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). К таким случаям в том числе относятся:
- аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, во всех случаях определяется в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, на что прямо указано в этой норме.
1. Аренда нежилого помещения государственным и муниципальным бюджетным учреждением
Как следует из п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, аренда нежилого помещения на основании этой нормы возможна только в том случае, если контракт заключается для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
Однако ни Закон N 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), не раскрывают понятий "государственные нужды", "федеральные нужды", "муниципальные нужды".
В то же время согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчиком для целей Закона N 44-ФЗ признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Под закупками понимаются закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При этом, как видно из п.п. 5-6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения не отнесены к государственным и муниципальным заказчикам, однако нормы закона указывают, что они, наряду с государственными и муниципальными заказчиками, осуществляют закупки именно для государственных и муниципальных нужд. Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений рассматриваются как государственные и муниципальные нужды.
Соответственно, на наш взгляд, контракт на аренду нежилого помещения может быть заключен бюджетным учреждением с единственным контрагентом на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений нам обнаружить не удалось, а правоприменительная практика в настоящее время еще не сложилась.
2. Возмещение работнику командировочных расходов на проживание в гостинице
Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. А определение контрагента - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, закупкой на основании п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является только такой наем жилого помещения (в том числе гостиницы), который осуществляется непосредственно заказчиком, а не работником. Иными словами, в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, должен заключаться только такой договор с гостиницей, заказчиком (нанимателем) по которому является бюджетное учреждение, а не работник.
Возмещение работнику расходов, связанных с направлением в командировку (к которым относятся и расходы по найму жилого помещения), производится в соответствии с нормами трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ), положениями коллективных договоров или локальных нормативных актов и положениями Закона N 44-ФЗ не регулируется.
Аналогичная позиция изложена в п. 1 письма Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043.
Таким образом, на возмещение работнику денежных средств в ситуациях, указанных в вопросе, действие Закона N 44-ФЗ не распространяется.
Дополнительно отметим, что такой же подход к возмещению работнику расходов, связанных с направлением в командировку, существовал и в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 23.12.2008 N Д05-5895, от 10.06.2008 N Д05-2331, п. 1 письма от 27.10.2008 N Д05-4673).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
10 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним