Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
01.10.2014
- Бюджетным учреждением заключен договор на изготовление, доставку и монтаж алюминиевых конструкций для установки перегородок в помещении. На какую статью КОСГУ следует относить указанные расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, когда договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение, на основании актов и иных документов, будет принимать только монтажные работы по установке перегородок (алюминиевых конструкций) в помещении, в стоимость которых будет включена стоимость алюминиевых конструкций, изготовленных подрядчиком, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в полном объеме.
Если в рамках одного договора выделены изготовление алюминиевых конструкций, доставка их к месту монтажа и выполнение монтажных работ, а по результатам исполнения обязательств оформляются первичные документы, подтверждающие соответствующие расходы (товарные и транспортные накладные, акты выполненных работ), то расходы следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости изготовленных из материалов подрядчика алюминиевых конструкций);
- 222 "Транспортные услуги" (в части стоимости услуг по доставке алюминиевых конструкций);
- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в части стоимости работ по установке перегородок в помещении).
Обоснование вывода:
В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
К правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы) применяется перечень кодов, приведенный в Разделе V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
В соответствии с Указаниями N 65н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций).
В свою очередь, представление об экономическом содержании осуществляемых операций учреждение может получить из содержания заключаемых договоров (контрактов). В настоящее время при оценке экономического содержания большинства расходов принято прежде всего исходить из предмета конкретного договора.
В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает учреждение. В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства.
При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).
Отметим, что ст. 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и соответствующим порядком документального оформления результатов исполнения обязательств, т.е. результаты осуществления поставки и приемка результатов работ оформляются различными первичными документами.
Возможны ситуации, в которых смешанный договор будет содержать также все существенные условия перевозки (доставка товара в учреждение не будет являться условием договора поставки, подряда). В таких случаях условия перевозки, а также ее стоимость оговариваются в контракте отдельно, а по итогам исполнения обязательств оформляются транспортные, товарно-транспортные накладные. Оплата подобных обязательств осуществляется за счет подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Из содержащейся в вопросе информации можно сделать вывод, что договор заключен учреждением в целях проведения работ по перепланировке помещений.
В свою очередь, Указаниями N 65н прямо предусмотрено отнесение расходов, связанных с проведением некапитальной перепланировки помещений, на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Таким образом, если договор не содержит существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение, на основании актов и иных документов, будет принимать только работы по установке перегородок в помещении, в стоимость которых будет включена стоимость алюминиевых конструкций, изготовленных подрядчиком, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в полном объеме.
Во избежание разногласий в ходе мероприятий последующего контроля по поводу применения кодов КОСГУ желательно, чтобы формулировка предмета договора (контракта) прямо соответствовала порядку применения подстатьи 225 КОСГУ ("некапитальная перепланировки помещений").
Если же по каким-либо причинам в предмете договора (контракта) такие слова отсутствуют, то профильной комиссией учреждения в соответствующем акте может быть зафиксировано, что по договору (контракту) были проведены работы, например, по некапитальной перепланировке помещений, в ходе которой выполнены ... (перечислить работы).
Если в рамках одного договора выделены изготовление алюминиевых конструкций, доставка их к месту монтажа и выполнение монтажных работ, а по результатам исполнения обязательств оформляются первичные документы, подтверждающие соответствующие расходы (накладные и акты выполненных работ), то расходы следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости изготовленных из материалов подрядчика алюминиевых конструкций);
- 222 "Транспортные услуги" (в части стоимости услуг по доставке алюминиевых конструкций);
- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в части стоимости работ по установке перегородок в помещении).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
12 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним