Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.09.2011
ВОПРОС:
Каков порядок действий для реорганизации ФГУП в форме преобразования в ОАО в порядке приватизации?
ОТВЕТ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) одним из способов приватизации государственного имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 178-ФЗ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. При этом в силу п. 2 ст. 7 Закона N 178-ФЗ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

Преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, заключающееся в изменении его организационно-правовой формы. При преобразовании ФГУП к возникшему ОАО перейдут права и обязанности реорганизованного ФГУП в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ).

Решение о приватизации ФГУП принимается его собственником, т.е. соответствующими органами государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях)).

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества (п. 1 ст. 14 Закона N 178-ФЗ). При этом перечень сведений, которые должно содержать решение об условиях приватизации федерального имущества, установлен п. 2 ст. 14 Закона N 178-ФЗ.

В течение трех дней со дня принятия решения о его преобразовании унитарное предприятие, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, должно будет уведомить об этом налоговый орган.

Форма такого уведомления приведена в приказе ФНС от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

Также предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 7 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

Состав подлежащего приватизации имущества (активов) унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Балансовая стоимость указанных активов соответствует размеру уставного капитала создаваемого ОАО (ст. 11, п. 4 ст. 37 Закона N 178-ФЗ).

Требования к содержанию передаточного акта приведены в ст. 59 ГК РФ, ст. 11 Закона N 178-ФЗ. Передаточный акт утверждается органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации создаваемого ОАО (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении ФГУП, также должен быть утвержден устав ОАО с учетом требований Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон об акционерных обществах) и Закона N 178-ФЗ. В уставе в обязательном порядке определяются цели и предмет деятельности создаваемого ОАО. Одновременно с утверждением устава ОАО определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, а также члены ревизионной комиссии (ревизор) общества до первого общего собрания акционеров (пп. 2, 3, 6 ст. 37 Закона N 178-ФЗ).

ФГУП будет считаться прекратившим свое существование с момента государственной регистрации ОАО (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц")). Для государственной регистрации необходимо предоставить документы, указанные в п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения ФГУП (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц").

Заявителем при государственной регистрации выступает руководитель ФГУП, который до первого собрания акционеров является директором (генеральным директором) образуемого ОАО (п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 15 "О государственной регистрации юридических лиц", п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ).

Кроме того, поскольку при реорганизации создается ОАО, уставной капитал которого разделен на акции (п. 1 ст. 96 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах"), то при его образовании должно быть проведено размещение акций, которое осуществляется одновременно с реорганизацией.

Процедура размещения акций при реорганизации закреплена в Федеральном законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Из ст. 2 указанного Федерального закона следует, что процесс размещения акций называется эмиссией, а лицо, осуществляющее размещение, - эмитентом. Сама же акция является эмиссионной ценной бумагой.

На основании ст. 40 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Федеральной службой по финансовым рынкам приказом от 25.01.2007 N 07-4/пз-н были утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты эмиссии).

Общая процедура эмиссии акций, согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", включает следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При этом при реорганизации юридических лиц в форме преобразования размещение ценных бумаг предшествует государственной регистрации выпуска. А регистрация отчета об итогах выпуска осуществляется одновременно с государственной регистрации выпуска (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", пп. "а" п. 2.1.2 Стандартов эмиссии).

Рассмотрим каждый из этих этапов.

Принятие и утверждение решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг

Решение о выпуске ценных бумаг, размещаемых при преобразовании, утверждается соответствующим органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении ФГУП, на основании и в соответствии с решением о преобразовании (пп. 2.3.2, 8.1.1 Стандартов эмиссии). Если в уставе ОАО определены порядок и условия размещения объявленных акций определенной категории (типа), то порядок и условия размещения дополнительных акций этой категории (типа), определяемые решением об их размещении, должны соответствовать указанным положениям устава такого акционерного общества (п. 2.2.2 Стандартов эмиссии).

Решение о выпуске ценных бумаг, в соответствии с п. 2.3.5 Стандартов эмиссии, подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента.

Размещение ценных бумаг

Размещение ценных бумаг юридического лица, созданного в результате преобразования, осуществляется в соответствии с решением о преобразовании в день государственной регистрации этого юридического лица, то есть в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8.3.4 Стандартов эмиссии, п. 2 ст. 51, п. 4 ст. 57 ГК РФ). Размещение осуществляется путем приобретения акций ОАО Российской Федерацией (п. 8.9.1 Стандартов эмиссии), т.е. в результате размещения собственником 100% акций станет Российская Федерация.

Юридическое лицо, созданное в результате реорганизации, обязано в силу п. 8.3.7 Стандартов эмиссии сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного юридического лица, о факте своей государственной регистрации в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Поскольку число акционеров в образуемом обществе изначально не будет превышать 50 человек (фактически будет один акционер), то в соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество будет вправе само вести реестр акционеров.

Регистратор обязан внести записи о размещении ценных бумаг в реестр владельцев ценных бумаг в соответствии с п. 7.4.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27.

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам. Для государственной регистрации представляются документы, указанные в п.п. 2.4.2, 2.6.1, 2.6.4, 8.2.1, 8.2.2 Стандартов эмиссии, с учетом требований ст. 20, 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца с даты государственной регистрации юридического лица, созданного в результате преобразования (п. 1 ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", п. 8.2.6 Стандартов эмиссии).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Все консультации данной рубрики