Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

03.10.2014
ВОПРОС:
В соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ из Гражданского кодекса РФ исключены положения о закрытых акционерных обществах. Каким образом произвести реорганизацию ЗАО в ООО путем преобразования? Какие документы необходимо представить в данном случае? Какие государственные органы необходимо уведомить о преобразовании?
ОТВЕТ:

1. Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2014 года (п. 1 ст. 3 этого Закона), в ГК РФ внесен ряд изменений. В частности, с указанной даты из ГК РФ исключены положения о закрытых акционерных обществах. Это связано с тем, что вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ введено дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ (смотрите также пояснительную записку к проекту Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Законом не предусмотрена необходимость проведения реорганизации, ликвидации, "перерегистрации" юридических лиц в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ (п. 10 ст. 3 этого закона). Согласно положениям Закона N 99-ФЗ ЗАО просто должны будут внести необходимые изменения в свои уставы для приведения их в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ. При этом сроки внесения таких изменений законом не установлены. Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до вступления в силу этого закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

2. Законом N 99-ФЗ в ГК РФ внесены также изменения (дополнения), регламентирующие процедуру реорганизации юридических лиц (ст.ст. 57, 58, 59, 60 ГК РФ в новой редакции). Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица предусмотрены ст. 60 ГК РФ, положения которой, в частности, требуют письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган, а также дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации.

При этом п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются. Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять предусмотренные ст. 60 ГК РФ мероприятия реорганизуемому лицу не требуется.

Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений сохранилось в ряде федеральных законов (смотрите, в частности, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации), ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах")*(1). На наш взгляд, учитывая положения п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, приведенные нормы в соответствующей части не подлежат применению, поскольку противоречат ГК РФ (а именно п. 5 ст. 58 этого кодекса), в связи с чем при реорганизации путем преобразования не требуется совершать упомянутые действия, равно как соблюдать порядок и сроки, предусмотренные ст. 60 ГК РФ*(2).

С учетом вышесказанного, на наш взгляд, для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования, в регистрирующий орган достаточно представить документы, перечисленные в ст. 14 Закона о госрегистрации: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001; учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением); передаточный акт; документ об уплате государственной пошлины и т.п.

В заключение отметим, что в связи с непродолжительным периодом, прошедшим с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ, практика применения новых положений ГК РФ, касающихся вопросов государственной регистрации юридических лиц, еще не сформирована. Учитывая, что некоторыми положениями Закона о госрегистрации, как уже указано, установлены не предусмотренные ГК РФ требования, мы не можем исключить вероятности отказа в государственной регистрации по формальным основаниям (пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации) в случае представления для государственной регистрации указанных выше документов без предварительного соблюдения порядка, предусмотренного ст. 13.1 Закона о госрегистрации (ст. 60 ГК РФ). На наш взгляд, такой отказ нельзя считать обоснованным, и организация вправе обжаловать его в вышестоящий регистрирующий орган, а также в ФНС РФ и (или) в суд. За официальными же разъяснениями по вопросу порядка государственной регистрации при описанных в вопросе обстоятельствах Вы можете обратиться в ФНС России (пп.пп. 5.9.38, 5.9.39 п. 5, пп. 6.6 п. 6 Положения "О федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Котыло Игорь

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

16 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Кроме того, как видно из п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, которое представляется в регистрирующий орган при реорганизации, подтверждает, в частности, факт уведомления всех кредиторов реорганизуемого лица в письменной форме о его реорганизации. Соответствующее указание содержится и в форме соответствующего заявления, которая до настоящего времени не претерпела каких-либо изменений в связи с принятием Закона N 99-ФЗ.

*(2) В то же время сохраняется предусмотренная п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязанность юридического лица, в отношении которого принято решение о реорганизации, в трехдневный срок со дня принятия такого решения уведомить об этом органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации. Соответствующее сообщение направляется в произвольной форме.

Все консультации данной рубрики