Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

15.10.2014
ВОПРОС:
Единственный участник ООО является его директором и одновременно исполняет обязанности кладовщика. Других работников в организации нет. Необходимо ли в таком случае проводить инвентаризацию на складе организации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации проведение инвентаризации склада, обязательно как минимум один раз в год перед составлением бухгалтерской отчетности. То обстоятельство, что обязанности кладовщика исполняет директор, который одновременно является единственным участником общества, не исключает законодательно установленную обязанность данного общества по подтверждению наличия ТМЦ, числящихся на складе.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 5 ПБУ 1/2008 активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

При этом имущество, учитываемое на балансе общества, является его собственностью (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

То есть инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) (далее - Положение N 34н)).

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Так, согласно п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), а также п. 27 Положения N 34н проведение инвентаризаций обязательно:

- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.

Кроме того, при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (п. 1.6 Методических указаний).

С учетом вышесказанного проведение инвентаризации, в частности, склада обязательно как минимум один раз в год перед составлением бухгалтерской отчетности (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 N 09АП-33564/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22.10.2013 по делу N 33-12832/2013 и другое).

То обстоятельство, что обязанности кладовщика исполняет директор, который одновременно является единственным участником общества, не исключает законодательно установленную обязанность данного общества по подтверждению наличия ТМЦ, числящихся на складе.

Порядок проведения инвентаризации

Согласно п.п. 2.2, 2.3 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Иными словами, состав комиссии определяется организацией самостоятельно путем включения в нее любых лиц, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для достижения основных целей инвентаризации (п. 1.4 Методических указаний):

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

В то же время порядок проведения инвентаризации организацией, в штате которой числится только один работник, Методическими указаниями не регламентируется.

Необходимо отметить, что приказ Минфина России N 49, которым утверждены Методические указания, по заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 не нуждается в государственной регистрации. Следовательно, согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, данный приказ не устанавливает прав и обязанностей организаций, а носит рекомендательный характер.

С учетом вышесказанного можно прийти к выводу, что в общем случае организация вправе возложить функции инвентаризационной комиссии на директора, закрепив данный порядок проведения инвентаризации в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п.п. 4, 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)).

Однако обращаем Ваше внимание, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

В этой связи проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности направлено в том числе и на подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности перед внешними пользователями (например кредиторами организации).

Таким образом, полагаем, что в данной ситуации должно соблюдаться общее правило, согласно которому проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц, которые наравне с членами инвентаризационной комиссии подписывают инвентаризационную ведомость, а также дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п.п. 2.8, 2.9, 2.10 Методических указаний, определение Ленинградского областного суда от 16.02.2011 N 33-779/2011).

Кроме того, отметим, что положения Методических указаний не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией именно в трудовых отношениях. То есть полагаем, что в рассматриваемой ситуации в состав инвентаризационной комиссии можно включить сторонних лиц, обладающих необходимыми знаниями и опытом (например, представителей сторонних организаций - аудиторов, экспертов, консультантов), в частности в качестве председателя. При этом состав инвентаризационной комиссии в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем организации.

Напоминаем, что согласно п. 2.3 Методических указаний отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (смотрите также определения СК по гражданским делам Московского городского суда от 26.12.2011 N 33-40018, от 24.06.2011 по делу N 33-19254, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.05.2012 N 33-7078/2012).

Также отметим, что если организации требуется подтвердить достоверность своей бухгалтерской отчетности путем проведения аудита, то факт отсутствия аудитора при инвентаризации (например, когда договор на оказание аудиторских услуг заключен позднее проведения инвентаризации), в заключении, выдаваемом аудиторской организацией, будет отражен (п. 3 и п. 4 правила (стандарта) N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях" Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

23 сентября 2014 г.

Все консультации данной рубрики