Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.10.2014
ВОПРОС:
На балансе бюджетного образовательного учреждения находится общежитие, в котором проживают студенты и преподаватели. Они вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги. Государственным заданием не предусмотрены расходы на текущий ремонт общежития. Можно ли за счет средств, уплаченных за наем, произвести оплату текущего ремонта общежития?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В настоящий момент нормативными правовыми актами не определен специальный порядок расходования средств, полученных образовательным учреждением, в оплату за проживание в общежитие. Соответственно, такие средства могут расходоваться согласно утвержденному плану ФХД на любые цели в рамках уставной деятельности учреждения по любым направлениям, в том числе на текущий ремонт здания.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 3 ч. 2, ч. 8 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) предоставление в соответствии с Законом N 273-ФЗ и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях является мерой социальной поддержки.

В письме Минобрнауки России от 02.10.2013 N ВК-573/09 указывается, что хотя предоставление общежития не выделено в отдельную целевую государственную услугу, непосредственное предоставление ее является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках государственного задания.

Студенческое общежитие является структурным подразделением образовательного учреждения, обеспечивающим осуществление образовательной деятельности (ч. 2 ст. 27 Закона N 273-ФЗ).

В соответствии с частями 2-3 ст. 39 Закона N 273-ФЗ с каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона N 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в ч. 5 ст. 36 Закона N 273-ФЗ, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии.

Таким образом, услуга пользования общежитием относится к одному из основных видов деятельности учреждения и предоставляется, как правило, за плату. Поэтому она оказывается в рамках приносящей доход деятельности.

Доходы, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг), согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Правовые основания для установления правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют (Рекомендации Минфина России от 22.10.2013).

Приказом Минобрнауки России от 20.03.2014 N НТ-362/09 утверждены Методические рекомендации по расчету размера платы за проживание в общежитиях образовательных организаций. Действительно, в плату за проживание в общежитии и дополнительные бытовые услуги не включаются затраты на содержание и ремонт жилых помещений. Вместе с тем ни один нормативный правовой акт не устанавливает направления расходования средств, полученных за использование жилыми помещениями, и не ставит их в зависимость от составляющих, заложенных в цену услуги. Структура цены - это не смета для расходования средств, а экономически и юридически обоснованный расчет. Направления расходования этих средств могут ограничиваться лишь планом ФХД.

Кроме того, какие бы нормативные затраты ни учитывались при расчете размера субсидии на выполнение государственного задания, это никак не влияет на направления расходования средств от приносящей доход деятельности.

На основании изложенного считаем, что образовательное учреждение вправе за счет средств, полученных в оплату за пользование жилым помещением, произвести текущий ремонт общежития.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

Энциклопедия решений. Меры (акты) реагирования по результатам прокурорской проверки.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

1 октября 2014 г.

Все консультации данной рубрики