Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.10.2014
ВОПРОС:
В результате ДТП было повреждено имущество бюджетного учреждения (чужая машина врезалась в ворота учреждения). В результате данного происшествия необходимо произвести ремонт ворот. Страховая компания возместила причиненный ущерб, но в недостаточном объеме, чтобы произвести такой ремонт. Денежные средства поступают в учреждение как возмещение в рамках договора ОСАГО, заключенного со страховой компанией виновником ДТП. Ремонт ворот планируется осуществить в рамках приносящей доход деятельности за счет финансового результата. Каков порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете учреждения?
ОТВЕТ:

Бюджетные учреждения не признаются получателями бюджетных средств, а финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ, п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).

Соответственно, нормы о перечислении в доход бюджета сумм страховых выплат, получаемых участниками бюджетного процесса в качестве выгодоприобретателя по договорам со страховыми организациями, к таким учреждениям не применяются.

Все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, средства, поступающие из бюджета на иные цели, а также доходы от приносящей доход деятельности являются собственными доходами бюджетного учреждения (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.10.2012 N 03-05-05-01/57), которыми учреждение распоряжается самостоятельно. По сути, разделены лишь виды деятельности, в рамках которых эти доходы используются.

При этом предъявляемые бюджетным учреждением к различным субъектам санкции (неустойки, пени, возмещение ущерба) признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках иной приносящей доход деятельности (смотрите письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788).

Иными словами, доходы от возмещения ущерба (статья 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ)*(1) должны быть отражены бюджетным учреждением на счетах бухгалтерского учета с кодом вида финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)".

Какого-либо специального порядка использования бюджетными учреждениями средств страхового возмещения действующим законодательством не установлено. По нашему мнению, решение об использовании на те или иные цели страхового возмещения может быть оформлено приказом или распоряжением руководителя учреждения. При этом должны быть внесены соответствующие изменения в "доходную" и "расходную" часть Плана финансово-хозяйственной деятельности.

Отметим, что согласно п. 220 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), суммы причинного ущерба имуществу учреждения (по рыночной стоимости на день возникновения ущерба), подлежащие возмещению виновным лицом в установленном законодательством РФ порядке, должны быть учтены учреждением на счете 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу".

Вместе с тем положениями Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не предусмотрены корреспонденции счета 0 209 00 000 со счетом доходов 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия". Более того, положения Инструкции N 174н в принципе не предусматривают корреспонденцию, применяемую для отражения в учете операций по увеличению расчетов по суммам ущерба, нанесенного имуществу бюджетных учреждений, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев.

Поэтому в данном случае порядок отражения соответствующих расчетов должен быть определен в учетной политике бюджетного учреждения по согласованию с учредителем и с учетом рекомендаций специалистов Минфина России.

Отметим, что поправками в Инструкцию N 157н, вносимыми приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н (находится в настоящее время на регистрации в Минюсте РФ), предусмотрено расширение области применения счета 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу".

Изменениями, в частности, предусмотрено использование данного счета для отражения сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев.

В этой связи планируется также внесение соответствующих изменений и в Инструкцию N 174н. Соответствующий проект приказа Минфина России размещен на его сайте в разделе "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Обсуждение вопросов методологии" и до 6 октября 2014 года находится на общественном обсуждении.

Проектом этого приказа предусмотрено изложение второго абзаца п. 109 Инструкции N 174н в следующей редакции: "Суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовыми активами, отражаются по оценочной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020970000 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам" и кредиту счета 040110172 "Доходы от операций с активами".

По нашему мнению, с учетом планируемых изменений в Инструкции N 157н и N 174н учреждение может использовать данную корреспонденцию для отражения в учете операций при возмещении ущерба учреждению в случае возникновения страховых случаев, закрепив соответствующее положение в учетной политике.

Учитывая изложенное, а также положения Инструкции N 174н, в рассматриваемом случае в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет 2 209 71 560 Кредит 2 401 10 172

- отражена сумма причиненного имуществу учреждения (ущерба) (по рыночной стоимости);

2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 71 660

Увеличение по счету 17 (код КОСГУ 140)

- отражено погашение задолженности по возмещению причиненного учреждению ущерба (поступила сумма страхового возмещения на лицевой счет учреждения);

3. Дебет 2 401 20 225 Кредит 2 302 25 730

- учтены расходы по ремонту ворот;

4. Дебет 2 302 25 830 Кредит 2 201 11 610

Увеличение по счету 18 (код КОСГУ 225)

- оплачены работы по ремонту ворот.

Отметим, что страховщик возмещает вред, причиненный имуществу потерпевшего, в пределах страховой суммы, максимальный размер которой в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, составляет 120 тысяч рублей (п. "в" ст. 7 Закона об ОСАГО). Однако это обстоятельство не лишает потерпевшего права на возмещение вреда в полном объеме, так как согласно ст. 1072 ГК РФ в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, лицо, застраховавшее свою ответственность в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Поэтому в рассматриваемой ситуации часть суммы ущерба в пределах 120 тысяч рублей (с учетом ранее выплаченного возмещения) может быть взыскана со страховщика, а оставшаяся часть - с причинителя вреда.

Причинитель вреда может возместить ущерб добровольно, либо взыскание указанной суммы может быть осуществлено учреждением в судебном порядке.

Если меры к возмещению ущерба учреждению в полном объеме не приведут к погашению задолженности, руководителем учреждения может быть принято решение о списании указанной задолженности в порядке, определенном локальным нормативным актом учреждения исходя из требований действующего законодательства и учредителя (смотрите, например, письма Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776, от 18.12.2012 N 02-04-10/5225).

Для целей налогообложения прибыли возмещение ущерба учитывается как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ) (в том числе и возмещение по договору ОСАГО, смотрите письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-03-05/27903). Датой его получения считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба, а также дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде сумм возмещения убытков (ущерба) (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Суммы страхового возмещения, получаемые при наступлении страхового случая, и суммы возмещения ущерба виновным лицом не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг, поэтому они не включаются в базу по НДС (письма Минфина России от 24.12.2010 N 03-04-05/3-744 и ФНС России от 29.12.2006 N 14-2-05/2354@).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу имуществу. Счет 209 00;

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

30 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ подлежат отражению по статье 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ.

Все консультации данной рубрики