Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
21.10.2014
- По договору были выполнены работы по установке и монтажу контрольно-пропускной системы в помещении бюджетного учреждения, которые были оплачены с подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Данные расходы должны быть списаны на расходы учреждения, или их нужно отразить на счете 101?
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
Статья 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Соответственно, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда.
Расходы по такому смешанному договору, как правило, осуществляются на счет:
- подстатьи 300 "Поступление нефинансовых активов" (в части стоимости контрольно-пропускной системы);
- подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" (в части стоимости работ по монтажу контрольно-пропускной системы)*(1).
Вместе с тем широкое распространение получила практика установки (монтажа) оборудования (изделий, конструкций) "под ключ".
Подобные договоры, как правило, не содержат существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов принимает только монтажные работы по установке оборудования, в стоимость которых включается стоимость самого оборудования*(2).
При этом монтажные работы, связанные с установкой единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, включая стоимость необходимого для функционирования этих систем оборудования, в полном объеме могут относиться на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).
Специалисты финансового ведомства неоднократно подчеркивали: оплата работ в полном объеме за счет статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ вовсе не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты, подпадающие под действующие критерии отнесения к основным средствам.
В свою очередь, учет фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, осуществляется на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 127 "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). При этом из содержания п. 47 Инструкции N 157н недвусмысленно следует, что стоимость монтажных работ должна учитываться при формировании первоначальной стоимости соответствующих основных средств. Иными словами, применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не предусматривает требования об идентичности отражения "кассовых" и "фактических" расходов и, соответственно, расходы, осуществленные учреждением за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, при наличии оснований, могут учитываться при формировании первоначальной стоимости основных средств.
Контрольно-пропускная система, как правило, состоит:
- из устройств преграждающих управляемых в составе преграждающих конструкций и исполнительных устройств;
- из устройств ввода идентификационных признаков в составе считывателей и идентификаторов;
- из устройств управления в составе аппаратных и программных средств.
При монтаже в зданиях различных систем (видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных им систем) специалистами финансового ведомства на протяжении последних лет неизменно предлагается следующий порядок действий должностных лиц бухгалтерской службы:
1. Затраты, связанные с монтажом системы (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т.д.), должны списываться на расходы текущего финансового года.
2. Отдельные элементы системы, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными Инструкцией N 157н)*(3), при приемке выполненных работ по монтажу системы подлежат учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Данный подход, по нашему мнению, может быть применен и при монтаже в зданиях контрольно пропускной системы.
При определении возможности учета отдельных элементов (частей) системы в качестве самостоятельных объектов основных средств комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.
При этом существенным условием признания отдельных частей конструктивно-сочлененного объекта в качестве самостоятельных инвентарных объектов является разный срок полезного использования этих частей.
Кроме того, по нашему мнению, необходимо также учитывать, что:
- должна иметься принципиальная возможность использования элемента (части) системы вне объекта имущества как единого обособленного комплекса;
- функциональное предназначение отдельного элемента (части) системы не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта имущества как единого обособленного комплекса.
Окончательное решение об учете отдельных элементов смонтированной в здании контрольно-пропускной системы в качестве отдельных инвентарных объектов может быть принято только должностными лицами учреждения на основе их профессиональных суждений, основанных на документально подтвержденной информации о конкретной хозяйственной операции и характеристиках монтируемого оборудования.
Как правило, конструктивные элементы контрольно-пропускной системы имеют разный срок полезного использования. Поэтому, по нашему мнению, к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов следует принять отдельные элементы контрольно-пропускной системы, соответствующие критериям отнесения нефинансовых активов к основным средствам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
30 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Согласно Указаниям N 65н монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ только в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами (государственными (муниципальными контрактами):
- поставки;
- на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
*(2) Смотрите, например, Порядок определения договорных цен при строительстве объектов "под ключ", утвержденный постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147.
*(3) Материальные объекты принимаются учреждением к бюджетному учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Кроме того, объект не должен быть прямо отнесен к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции N 157н, а также к материальным объектам, находящимся в пути или числящимся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним