Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

22.10.2014
ВОПРОС:
Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", заключила со страховой компанией договор добровольного страхования здания (которое сдается ею в аренду) от повреждения, гибели или утраты в результате наступления страховых случаев сроком на один год. Страхование здания производится за счет арендодателя. Учитываются ли данные расходы для целей налогообложения? На какой счет в бухгалтерском учете относятся указанные расходы?
ОТВЕТ:

УСН

В случае если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Закрытый перечень расходов, которые могут быть учтены при формировании налоговой базы по Налогу, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Так, пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ позволяет признавать в налоговом учете расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Как видим, на основании приведенной нормы могут быть учтены только расходы на обязательное страхование имущества, производимое в соответствии с законодательством РФ. При этом иных норм, позволяющих учитывать расходы на страхование имущества, п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержит.

Таким образом, считаем, что организация не вправе учитывать произведенные ею расходы на добровольное страхование здания при расчете налоговой базы по Налогу (дополнительно смотрите, например, письма Минфина России от 20.05.2009 N 03-11-09/179, от 10.05.2007 N 03-11-04/2/119).

 

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 для целей бухгалтерского учета расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Пункт 5 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг. Наряду с этим в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью. Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.

Таким образом, если предоставление имущества в аренду является предметом деятельности организации, то расходы на страхование имущества, переданного в аренду, следует рассматривать в качестве расходов по обычным видам деятельности. В противном случае расходы на страхование будут рассматриваться в качестве прочих.

С учетом Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (далее - Инструкция), утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, полагаем, что в первом случае расходы на страхование могут относиться в дебет счетов 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (в зависимости от рабочего плана счетов организации), а во втором - в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В силу п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Кроме того, п. 18 ПБУ 10/99 предписывает признавать расходы в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

В случае если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99). Формально требования указанного пункта ограничиваются регулированием вопроса признания расходов только в отчете о прибылях и убытках.

Учитывая требования п.п. 16, 18 ПБУ 10/99, полагаем возможным в зависимости от подхода к квалификации момента оказания организации услуги по страхованию как единовременное признание в расходах всей суммы уплаченной страховой премии, так и ее признание в расходах в течение всего срока действия договора страхования (смотрите, например, п.п. 8, 10 Толкования Р 112 "Участие организации в договорах страхования в качестве страхователей" (далее - Толкование Р 112), принятого Комитетом по толкованиям 27.05.2011). Выбранный вариант признания расходов организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)). По нашему мнению, с учетом требования осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008), более обоснованным является вариант с единовременным отнесением страховой премии на счета учета расходов. Признание расхода на страхование имущества в учете организации в зависимости от квалификации его вида в том и другом случае будет отражаться с использованием следующей проводки:

Дебет 20 (26, 91, субсчет "Прочие расходы") Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному страхованию".

Отметим, что в п. 7 Толкования Р 112 указывается, что участие в договорах страхования не приводит к возникновению в бухгалтерском учете организации-страхователя расходов будущих периодов.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, в частности п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, не обязывают организацию в рассматриваемой ситуации учитывать расходы на страхование с использованием счета 97 "Расходы будущих периодов", равно как не содержат и прямого запрета на такие действия. Из Инструкции следует, что счет 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др. На наш взгляд, расходы на уплату страховой премии в данном случае также могут быть квалифицированы в качестве относящихся к будущим отчетным периодам, что создает предпосылки для их отражения в учете с использованием счета 97. Считаем, что данный аспект также должен найти отражение в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. В этом случае суммы перечисленной страховщику страховой премии следует отнести с кредита счета 76 в дебет счета 97, а признание расходов будет отражаться с использованием записи: Дебет 20 (26, 91, субсчет "Прочие расходы") Кредит 97.

Нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета, не устанавливают, в каком порядке организация обязана списывать расходы со счета 97. Это означает, что организация должна самостоятельно устанавливать в своей учетной политике и порядок признания расходов будущих периодов.

Полагаем, что расходы на страхование могут отражаться в бухгалтерском учете на основании бухгалтерских справок, отвечающих требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", составленных на основании договора страхования или страхового полиса, платежного поручения на перечисление страховой премии и выписки банка по расчетному счету.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

2 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики