Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
24.10.2014
- Транспортное средство (погрузчик) зарегистрировано в органах Гостехнадзора (код вида ТС - 57001) и ГИБДД в установленном законом порядке. Погрузчик не выезжает за территорию организации, не передвигается по дорогам общего пользования. Можно ли его снять с учета и не платить транспортный налог?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации снятие с учета погрузчика и неуплата впоследствии транспортного налога вызовут споры с налоговыми органами. При этом шансы отстоять свою позицию в суде организации будет сложно.
Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938).
Как следует из п. 1 Постановления N 938, обязательность регистрации не распространяется на автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 куб. см (включительно) или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт.
Пунктом 4 Постановления N 938 установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Таким образом, возникновение обязанности налогоплательщика транспортного налога поставлено в прямую зависимость от факта государственной регистрации транспортного средства и не зависит от фактической эксплуатации транспортного средства (письма Минфина России от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09, от 31.08.2011 N 03-05-06-04/269, от 23.07.2010 N 03-05-05-04/16, от 09.04.2010 N 03-05-04-04/08, ФНС России от 19.03.2012 N БС-3-11/877@, от 20.09.2012 N БС-4-11/15686, УФНС России по г. Москве от 04.12.2009 N 20-14/4/128153). Аналогичного мнения придерживались и суды (постановления ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08, ФАС Центрального округа от 25.04.2006 N А48-1284/05-19, от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05, ФАС Уральского округа от 06.03.2006 N Ф09-1150/06-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548).
Не так давно Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.06.2012 N 14341/11 представил позицию, согласно которой уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога. В частности, письмом УФНС России по Московской области от 23.01.2013 N 18-21/02953@ указанная правовая позиция направлена в целях проведения территориальными налоговыми органами УФНС России по Московской области мероприятий налогового контроля. Следовательно, такие транспортные средства являются объектом обложения транспортным налогом (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 N 17АП-11466/13, ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 NА65-19000/2013, ФАС Московского округа от 07.05.2008 N КА-А40/3514-08, от 31.05.2006 N КА-А41/4543-06, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 N Ф04-5734/2007).
Отметим, что даже в ситуации, когда транспортные средства не подлежат обязательной регистрации в соответствии с законодательством РФ, возможны споры с налоговым органом.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08 суд, поддерживая позицию налогоплательщика, указал на следующие признаки объектов основных средств, в силу которых они не являются объектами обложения транспортным налогом. В частности, спорные ТС (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров и т.п.):
1) не имели паспортов самоходной техники;
2) не были зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, следовательно, не являлись ТС, используемыми на дорогах общего пользования.
В то же время в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 N 07АП-10809/12 судьи поддержали налогоплательщика, поскольку налоговым органом не было представлено доказательств использования незарегистрированной техники (экскаватор, автокрановые установки) налогоплательщиком (факты списания ГСМ на указанную технику, наличие путевых листов и другое). В связи с чем суд признал необоснованной ссылку налогового органа на постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11.
В ситуации же использования погрузчика в производственной деятельности и при отсутствии его регистрации в законном порядке судьи заключили, что уклонение обществом от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2014 N Ф07-10305/13 по делу N А05-957/2013).
В Вашем случае погрузчик продолжает использоваться (эксплуатируется на территории предприятия), зарегистрирован в органах Гостехнадзора. При этом код вида транспортного средства 57001 предполагает заполнение в отношении такого имущества Раздела 2 Налоговой декларации по транспортному налогу (Приложение N 5 к Порядку заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденному приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@). Смотрите также письма Минфина России от 22.11.2007 N 03-05-06-04/42, от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1.
С учетом сказанного полагаем, что если организация примет решение снять погрузчик с учета и не платить транспортный налог, возникновение спора с налоговыми органами неизбежно. Учитывая приведенную правовую позицию Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11, шансы отстоять свою позицию в суде организации будет сложно.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Объект обложения транспортным налогом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Каратаева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
6 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним