Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

24.10.2014
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение хочет внести в штатное расписание должность менеджера по качеству. Данной должности нет в квалификационном справочнике (приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих"). Работа менеджера по качеству не связана с предоставлением льгот или наличием ограничений. Правомерно ли включение должности менеджера по качеству в штатное расписание в данной ситуации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Учреждение вправе ввести в штатное расписание должность менеджера по качеству.

 

Обоснование позиции:

Прежде всего отметим, что ни Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", ни Критерии аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 30.05.2014 N 326 (далее - Критерии), не предусматривают обязанности работодателей включать в штатное расписание только должности, предусмотренные квалификационными справочниками. Более того, Критерии прямо предусматривают возможность введения в организации должности менеджера по качеству (смотрите пп. "д" п. 14.3, пп. "в" п. 23.3, пп. "в" п. 31.3, пп "в" п. 39.3, пп "в" п. 49.3 Критериев).

Согласно положениям п. 2 Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 211 "О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений" организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливают формы и системы оплаты труда, определяют размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий. Соответствие Указа действующему законодательству подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 14.04.2004 N ГКПИ04-170, определение от 18.05.2004 N КАС04-198).

В государственных учреждениях субъектов РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (часть первая ст. 144 ТК РФ). При этом часть пятая ст. 144 ТК РФ обязывает устанавливать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов (далее - ЕКС), а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Частью третьей ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (часть шестая ст. 144 ТК РФ).

Из изложенного непосредственно не следует обязанность государственных учреждений формировать штатное расписание при строгом соответствии наименований должностей работников наименованиям, приведенным в ЕКС. При этом работодатели (не только государственные учреждения) должны учитывать требование части второй ст. 57 ТК РФ, согласно которому наименование определенных должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

На необходимость соответствия наименований должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, приведенным в квалификационных справочниках, в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, указывается также в п. 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11, далее - Единые рекомендации). Также в этом пункте указывается, что применение указанных справочников или профессиональных стандартов направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников. Однако об обязанности государственных учреждений во всех случаях руководствоваться наименованиями должностей, приведенными в ЕКС, Единые рекомендации не упоминают.

Кроме того, в п. 10 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н, указывается, что если трудовые обязанности работников учреждения полностью или частично совпадают с должностными обязанностями, предусмотренными, в частности, квалификационными характеристиками ЕКС или соответствующими положениями профессиональных стандартов, то при оформлении трудовых отношений рекомендуется применять наименования должностей служащих, предусмотренные соответствующими квалификационными характеристиками ЕКС и профессиональными стандартами. Изложенное косвенно подтверждает рекомендательный характер применения ЕКС при определении наименований должностей работников государственного учреждения.

В судебной практике существуют различные точки зрения по данному вопросу. Так, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.06.2011 N Ф02-1912/2011 по делу N А33-14716/2010 содержится вывод, что учреждение при установлении разряда своим работникам обязано учитывать нормы ЕКС, содержащие должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а в апелляционном определении СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 26.11.2012 по делу N 33-10392 - что ЕКС носит рекомендательный характер. Отметим, что большинство судов также придерживается мнения о том, что ЕКС носит рекомендательный характер*(1).

При этом, безусловно, должно соблюдаться требование части второй ст. 57 ТК РФ о соответствии таких наименований должностям, указанным в ЕКС, в случаях предоставления работникам компенсаций и льгот либо наличием ограничений, предусмотренных законодательством.

На наш взгляд, каких-либо компенсаций, льгот и ограничений в связи с выполнением работ по должности "менеджер по качеству" законодательством не предусмотрено. Поэтому, с нашей точки зрения, государственное автономное учреждение субъекта РФ вправе не придерживаться точного наименования должностей, указанных в ЕКС, при формировании штатного расписания.

Однако для выполнения требований частей третьей и пятой ст. 144 ТК РФ, п.п. 3 и 4 Положения необходимо, чтобы должностные обязанности и требования к квалификации сотрудников соответствовали предусмотренным в соответствующих разделах ЕКС. На наш взгляд, только при соответствии квалификационных характеристик должностей, вводимых в штатное расписание, должностным обязанностям и квалификационным требованиям, предусмотренным ЕКС, может быть выполнено требование законодательства об установлении системы оплаты труда в государственном учреждении с учетом распределения должностей служащих по профессиональным квалификационным группам.

Иными словами, учреждение вправе ввести в штатное расписание должность "менеджер по качеству" только в том случае, если в ЕКС содержится должность с другим наименованием, но аналогичная указанной по должностным обязанностями и требованиям к квалификации. Полагаем, что такой должностью может быть должность "инженер по качеству", содержащаяся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, 4-е издание, дополненное, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37. Поэтому оклад по должности "менеджер по качеству" устанавливается таким же образом, как устанавливался бы оклад по содержащейся в ЕКС должности с совпадающими должностными обязанностями и квалификационными требованиями "инженер по качеству", с отнесением данной должности к 1 квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кудряшов Максим

8 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Смотрите, например, кассационное определение Московского городского суда от 20.05.2011 N 33-13180/11, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 по делу N 33-2661/2012, кассационное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 29.02.2012 по делу N 33-543/2012, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N 09АП-12465/14 и т.д.

Все консультации данной рубрики