Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
27.10.2014
- На балансе организации числятся остатки МПЗ с момента ввода их при внедрении новой программы по бухгалтерскому учету. МПЗ не были выявлены в ходе инвентаризации и не образовались в связи с ликвидацией (демонтажем и т.п.) объектов ОС. Год приобретения данных МПЗ не известен. Использование упомянутых МПЗ предполагается только в собственном производстве, продажа на сторону не планируется. Необходима ли переоценка МПЗ для целей бухгалтерского и налогового учета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, равно как и налоговым законодательством (в частности главой 25 НК РФ) не предусмотрено положений и норм, обязывающих (позволяющих) переоценивать числящиеся в учете МПЗ.
Обоснование вывода:
Согласно п. 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01) материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся, в частности:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
- таможенные пошлины;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию и т.п.
Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. На это прямо указано в п. 12 ПБУ 5/01.
Одним из случаев, упомянутых в вышеприведенной норме, можно назвать п. 13 ПБУ 5/01, которым разрешено организациям, осуществляющим розничную торговлю, производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
Действующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предусмотрены случаи, когда МПЗ отражаются в бухгалтерском учете (и отчетности) по цене ниже их приобретения (фактической себестоимости). Так, согласно п. 25 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости (смотрите также п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
При этом действующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено норм, обязывающих организацию (допускающих возможность) дооценивать числящиеся в учете МПЗ, в частности, до уровня рыночных цен, сложившихся на дату составления отчетности.
Кроме того, по нашему мнению, дооценка числящихся в учете МПЗ (увеличение их стоимости) приведет к нарушению принципов бухгалтерского учета и к искажению данных бухгалтерской отчетности о стоимости активов организации. Напомним, одним из требований, предъявляемых к учетной политике экономических субъектов, является требование осмотрительности - большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Налоговый учет
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (абзац 2 ст. 313 НК РФ).
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога (абзац 4 ст. 313 НК РФ).
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета (абзац 6 ст. 313 НК РФ).
Налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).
Абзацем 1 п. 2 ст. 254 НК РФ установлено, что стоимость МПЗ, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Поскольку в рассматриваемой ситуации МПЗ не были выявлены (как излишки) в результате инвентаризации и не получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации и т.п. объектов ОС, норму абзаца 2 п. 2 ст. 254 НК РФ не рассматриваем. Соответственно, мы не видим оснований для применения норм п.п. 13 и 20 части второй ст. 250 НК РФ об учете соответствующих сумм в составе внереализационных доходов.
Иных норм об оценке (переоценке, дооценке) товарно-материальных ценностей для целей налогового учета иначе, чем это предусмотрено ст. 254 НК РФ, глава 25 НК РФ не содержит.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
10 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним