Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

28.10.2014
ВОПРОС:
Университет проводит "день открытых дверей" для абитуриентов. В ходе данного мероприятия раздаётся сувенирная продукция с логотипом университета. Расходы на приобретение сувенирной продукции осуществляются за счет средств, полученных от коммерческой деятельности университета. Можно ли учесть затраты по приобретению данной продукции в расходах на рекламу, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты университета на приобретение сувенирной продукции со своим логотипом, распространяемые на "дне открытых дверей", могут быть квалифицированы в качестве расходов на рекламу для целей главы 25 НК РФ и учтены при расчете налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничений, установленных п. 4 ст. 264 НК РФ, и при выполнении всех требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

 

Обоснование вывода:

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).

В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Первые, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Так, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены расходы на рекламу, в частности, реализуемых налогоплательщиком услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Для решения вопроса о возможности учета университетом при формировании налогооблагаемой прибыли затрат на приобретение сувенирной продукции, распространяемой на "дне открытых дверей", в качестве расходов на рекламу изначально необходимо определить, соответствует ли в данном случае распространение сувенирной продукции с логотипом университета понятию "реклама". Нормы законодательства о налогах и сборах не содержат определения данного понятия, в связи с этим необходимо обратиться к иным отраслям законодательства, регламентирующим данный вопрос (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ):

- реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

- товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъясняется, что под неопределенным кругом лиц в ст. 3 Закона N 38-ФЗ понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о конкретном лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Помимо этого, следует принять во внимание разъяснения ФАС России, изложенные в письме от 23.01.2006 N АК/582, согласно которым нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе. К таким случаям, по мнению ФАС России, применяются положения пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Указанные разъяснения ФАС России были направлены ФНС России для сведения и использования в работе в целях администрирования НДС (письмо от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@). На наш взгляд, выводы, изложенные в данных разъяснениях, справедливы и для целей главы 25 НК РФ, что подтверждается, например, письмами ФНС России от 05.09.2011 N ЕД-4-3/14401@, УФНС России по г. Москве от 18.10.2010 N 16-15/108647@, Минфина России от 04.08.2010 N 03-03-06/1/520.

Учитывая изложенное, считаем, что распространение сувенирной продукции с логотипом университета в данном случае отвечает понятию "реклама", поэтому затраты университета на приобретение сувенирной продукции могут быть квалифицированы в качестве расходов на рекламу для целей главы 25 НК РФ и учтены при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом ограничений, установленных п. 4 ст. 264 НК РФ и при выполнении всех требований п. 1 ст. 252 НК РФ (дополнительно смотрите, например, письма Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2).

Например, затраты на приобретение такой распространяемой в рекламных целях сувенирной продукции, как значки, ручки, блокноты, пакеты, футболки, бейсболки, в данном случае могут быть признаны при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 264, п. 44 ст. 270 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

10 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики