Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.10.2014
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение в 2013 году застраховало автомобиль по полису ОСАГО. В 2013 и 2014 годах бюджетное учреждение финансировалось за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. В 2013 году расходы по договору ОСАГО были списаны на финансовый результат в полном объеме. В 2014 году средства возвратились на счет учреждения в казначействе. В документе по приходу средств указан код КОСГУ 226. В 2014 году автомобиль был продан. Страховая компания перечислила остаток неиспользованной суммы страховой премии на расчетный счет бюджетного учреждения. Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Какой код КОСГУ необходимо указать при зачислении денежных средств на лицевой счет?
ОТВЕТ:

Расходы на страхование представляют собой плату за страхование в виде страховой премии, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования (п. 1 ст. 954 ГК РФ).

Расходы могут быть осуществлены страхователем как единовременно, так и в рассрочку. При этом договоры страхования обычно заключаются на срок не менее года.

По своей сути страховая премия является вознаграждением, выплачиваемым страхователем страховщику за принятие последним на себя обязательства возместить страхователю суммы возможных потерь, вызванных опасностями, покрытыми по договору страхования.

Если в течение срока действия договора страхования страхового случая не наступит, денежные средства в виде уплаченной страховой премии страхователю не возвращаются.

Договор ОСАГО является договором в пользу третьего лица: должником выступает страховщик, кредитором - страхователь, третьими лицами - потерпевшие (письмо Федеральной службы страхового надзора от 03.08.2006 N 10827/04-02).

Сбор, регистрация и обобщение информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств осуществляются государственными (муниципальными) учреждениями на соответствующих счетах Единого плана счетов в соответствии с требованиями Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Кроме того, при ведении бюджетного учета применяется План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Положения указанных выше Инструкций не содержат каких-либо специальных правил, связанных с организацией бухгалтерского учета расходов по договорам ОСАГО. Поэтому в рассматриваемой ситуации должностные лица учреждения на основе своего профессионального суждения должны самостоятельно решить, относить рассматриваемые затраты к текущим расходам либо равномерно распределять их между расходами следующих отчетных периодов в течение всего срока действия договора страхования, закрепив выбранный способ в учетной политике (положении об особенностях реализации государственной учетной политики) учреждения.

Согласно п. 302 Инструкции N 157н расходы, связанные, в частности, с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения и иными аналогичными расходами, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете в качестве расходов будущих периодов. В дальнейшем такие расходы относятся на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и другое), в течение периода, к которому они относятся. Расходы будущих периодов отражаются на балансовом счете 40150 "Расходы будущих периодов". Перечень расходов, относимых к расходам будущих периодов, закрытым не является и не исключает возможность отнесения к расходам будущих периодов расходов по договорам ОСАГО.

Руководствоваться таким подходом рекомендуют и специалисты уполномоченных органов*(1).

В рассматриваемом случае расходы по договору ОСАГО были списаны на финансовый результат в полном объеме. Поэтому по таким расходам в учете не могут быть произведены сторнировочные записи. Это объясняется тем, что они были учтены в 2013 году при формировании финансового результата.

При этом корректировку задолженности страховой компании в 2014 году, по нашему мнению, вполне обоснованно можно рассматривать в качестве "доходной" операции.

Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2". При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения "4" могут учитываться только доходные операции в сумме:

- полученной субсидии на выполнение задания;

- возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.

С учетом изложенного в бюджетном учреждении может быть принято решение о начислении доходов в сумме "остатка" по договору ОСАГО в рамках вида деятельности "2". Такое решение тем более оправданно, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в составе доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ отражаются, в частности:

- компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений;

- другие аналогичные доходы.

При зачислении денежных средств на лицевой счет с указанием иного доходного или расходного кода КОСГУ, в рассматриваемом случае код 226, в установленном порядке*(2) может быть произведено уточнение кода поступления, то есть на код 130.

Бухгалтерские проводки для отражения в учете возможны следующие:

Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130

- начислен доход, связанный с компенсацией затрат бюджетного учреждения, по договору ОСАГО;

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660

- зачислены средства "остатка" по договору ОСАГО, одновременно отражено увеличение счета 17 (код 130 КОСГУ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

8 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Вопрос: Государственное учреждение в связи с приобретением автомобиля заключает договор ОСАГО. Как отразить указанные расходы в учете учреждения? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2012 г.).

Поправками в Инструкцию N 157н, вносимыми приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н (находится в настоящее время на регистрации в Минюсте РФ), предусмотрено расширение перечня расходов, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете в качестве расходов будущих периодов, поименованных в пункте 302 Инструкции N 157н, расходами по страхованию имущества, гражданской ответственности.

*(2) Пункт 16 приказа Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений".

Все консультации данной рубрики