Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

30.10.2014
ВОПРОС:
На балансе организации, которая по своей специфике не является организацией внутреннего водного транспорта, находятся речные катера и теплоход. В период навигации данные речные суда эксплуатируются в рамках приносящей доход деятельности. Вправе ли судовладелец (эксплуатант) не переводить на консервацию речные суда в межнавигационный период и продолжать начислять амортизацию?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация не обязана переводить на консервацию упомянутые суда в межнавигационный период, нормативно-правовыми актами и техническими регламентами консервация судов в зимний период не предусмотрена. Соответственно, у организации нет оснований для приостановления начисления амортизации в межнавигационный период.

 

Обоснование вывода:

Речные суда, в силу объективных причин (климатических условий), ежегодно в зимний межнавигационный период находятся во временном простое. Этот период носит название зимний отстой. Вывод речных судов на отстой предусмотрен Руководством по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта (Руководящий документ по стандартизации разработан ФГУП ЦНИИЭВТ, утвержденный 20.12.2001 (РД 212.0182-02)). Пунктом 4.5.1 Раздела 4.5 указанного документа предусмотрено, что вывод судов из эксплуатации на отстой может осуществляться на межнавигационный период решением судовладельца.

Кроме того, приведем ряд положений Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент). В частности, согласно п. 9 Технического регламента "отстой судна" - период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям. При этом термину "консервация" Техническим регламентом отдельного определения не дано.

Пунктом 378 Технического регламента предусмотрено, что состав работ по приведению судов в зимовочное состояние с консервацией отдельных судовых технических средств и сроки их выполнения устанавливаются эксплуатантом. Иными словами, на период зимнего отстоя в обязательном порядке предусмотрена консервация лишь отдельных судовых технических средств (абзац 2 п. 378 Технического регламента).

Тогда как из п. 380 Технического регламента следует, что специальная консервация (в соответствии с руководствами (инструкциями) по эксплуатации) производится при выводе судна из эксплуатации на срок более межнавигационного периода (для обеспечения сохранности судовых технических средств и судна в целом). После проведения предусмотренных работ и работ по консервации судна составляется акт, эксплуатант документально оформляет постановку судна на консервацию с указанием срока (абзац 3 п. 380 Технического регламента).

Из вышеизложенного, полагаем, очевидно, что в практике эксплуатации речных судов не предусмотрено обязательной консервации всего судна в период зимнего (холодного, межнавигационного) отстоя. Однако предусмотрена консервация судна во время его отстоя в течение срока более межнавигационного периода (для обеспечения сохранности судовых технических средств и судна в целом).

 

Бухгалтерский учет

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) термин "консервация" не упоминается.

Согласно п. 23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Отметим, что идентичная по содержанию норма предусмотрена в п. 39 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденной приказом Минтранса России от 30.09.2003 N 194 (далее - Инструкция Минтранса России).

Пунктом 40 Инструкции Минтранса России предусмотрено, что по судам и перегрузочной технике, используемым только в период навигации, годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение навигационного периода (п. 19 ПБУ 6/01). При этом установлено, что перечень таких объектов и порядок начисления по ним амортизации устанавливаются приказом руководителя организации.

Здесь необходимо отметить, что в приведенной норме Инструкции Минтранса России речь идет о той же годовой сумме амортизации, которая в общем порядке в целях равномерного ежемесячного начисления делится на 12. Однако, как следует из п. 40 Инструкции Минтранса России и абзаца 6 п. 19 ПБУ 6/01, в рассматриваемой ситуации при применении указанных норм годовую сумму амортизации для равномерного ее начисления следует делить на количество месяцев навигации и начислять таким образом в течение этих месяцев навигации. Иными словами, сумма амортизации, начисленной при этом за год по таким судам, останется прежней. Кроме того, определение перечня объектов ОС (судов), к которым применятся п. 40 Инструкции Минтранса России, отнесено к компетенции руководства организации.

Отметим также, что согласно п. 2 Инструкции Минтранса России данная инструкция предназначена для всех организаций независимо от формы собственности, у которых деятельность в сфере внутреннего водного транспорта является преобладающим видом деятельности. Последние далее именуются организациями внутреннего водного транспорта. Также применение Инструкции Минтранса России предусмотрено многопрофильными организациями, признающими для себя выручку от оказания услуг внутреннего водного транспорта (при учете доходов и расходов от этих услуг) существенной (абзац 2 п. 2 Инструкции Минтранса России).

Порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации (п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Предусмотрено при этом, что на консервацию переводятся, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что приостановление начисления амортизации связывается с консервацией всего судна, но не отдельных судовых технических средств.

 

Налог на прибыль

Согласно п. 2 ст. 259 НК РФ сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

Прекращение (приостановка) начисления амортизации в целях налогообложения обусловлена исключением объекта ОС из состава амортизируемого имущества (в том числе временного исключения). Таким образом, прекращение (приостановка) начисления амортизации согласно п. 3 ст. 256 НК РФ предусмотрено в отношении основных средств "переведенных по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев".

Из формулировки приведенной нормы следует, что консервация основных средств является правом, но не обязанностью, так как принятие решения о консервации отнесено к компетенции руководства организации (налогоплательщика).

Здесь же уместным, полагаем, будет напомнить определение термина "эксплуатант", данное в п. 9 Технического регламента. Эксплуатант - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования (судов) и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим Техническим регламентом.

Таким образом, поскольку (в том числе) положениями Технического регламента не предусмотрена обязательная консервация судна во время межнавигационного периода, когда оно временно выведено из эксплуатации и находится на "зимнем отстое", у организации нет оснований приостанавливать начисление амортизации.

Подтверждением вышеизложенного могут служить примеры из арбитражной практики, в частности постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 N 09АП-1080/12 по делу N А40-65991/11-129-282 (определением ВАС РФ от 23.11.2012 N ВАС-14779/12 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано), постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2008 N А55-3042/08.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

15 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики