Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

10.11.2014
ВОПРОС:
Заказчиком по контракту, заключаемому на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является казенное учреждение. Контракт оплачивается в соответствии с целевой программой за счет средств бюджетов разных уровней (краевого и местного). Должны ли указываться суммы по источникам софинансирования для обеспечения контракта?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стороны вправе, но не обязаны указывать в контрактах источники софинансирования закупки.

 

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В свою очередь, сведения об источнике финансирования должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, в контракте должны в обязательном порядке содержаться сведения об источнике финансирования.

Отметим, что Законом N 44-ФЗ не раскрывается понятие "источник финансирования". Из анализа ряда положений гражданского законодательства, на котором, в частности, основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а именно п. 2 и п. 3 ст. 764 ГК РФ, можно сделать вывод, что источником финансирования являются бюджетные средства и внебюджетные источники финансирования. Напомним, что аналогичные источники финансирования были указаны в ч. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Однако конкретный перечень источников финансирования, указываемых в контрактах, законодательно не установлен.*(1)

Ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ не содержат требования об указании в контракте источников софинансирования, хотя на практике в случае финансирования закупки из бюджетов разных уровней стороны, как правило, включают подобное условие в контракт (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 N 15АП-10216/14), постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 N 12АП-7940/14). Учитывая принцип свободы договора, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ), стороны вправе (но не обязаны) указать в контракте источники софинансирования.

В связи с этим отметим, что включение в контракт условия, определяющего источник финансирования, то есть условия, указывающего, за счет каких средств заказчик производит оплату товаров, работ, услуг, никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически не зависит от их воли. Такое указание не может расцениваться как условие платежа, по сути, оно является просто информационным сообщением и не имеет принципиального значения для контрагента. Указанное условие договора не является существенным условием, то есть условием, без достижения соглашения сторон по которому договор считается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Соответственно, даже в случае отсутствия подобного условия в контракте он не будет признан незаключенным.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

23 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Из анализа содержания формы N 1-контракт, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.09.2013 N 374 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", можно сделать вывод, что источниками финансирования закупок являются:

- средства федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования;

- средства государственных внебюджетных фондов;

- средства субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования;

- средства территориальных государственных внебюджетных фондов;

- средства местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования (графы 4-8 раздела 1 формы N 1-контракт).

Причем, если бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетные учреждения делают отметку в той графе, из какого бюджета предоставлены субсидии (п. 2 письма Минэкономразвития РФ от 25.08.2014 N 20348-ЕЕ/Д28и "О разъяснениях по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-контракт").

Все консультации данной рубрики