Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

13.11.2014
ВОПРОС:
В коллективном договоре бюджетного учреждения установлена компенсационная надбавка за работу в ночное время в размере 35% от часовой ставки и дополнительный отпуск для инвалидов всех групп в количестве 35 календарных дней. Эти выплаты также указаны в Положении об оплате труда и в Положении об отпусках работников учреждения. Оплата производится за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Правомерно ли бюджетное учреждение производит указанные выплаты за счет средств субсидии на выполнение государственного задания?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отсутствии рекомендаций учредителя по вопросам осуществления компенсационных выплат и расходов, связанных с предоставлением дополнительных социальных гарантий работникам, за счет того или иного источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения, по нашему мнению, целесообразно отдать предпочтение средствам от приносящей доход деятельности. Указанные расходы могут быть осуществлены за счет средств субсидий, являющихся финансовым обеспечением выполнения государственного задания, только при достижении экономии указанных средств.

 

Обоснование вывода:

1. Положения законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением всеми полученными доходами, в частности:

1) доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ);

2) пунктом 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только:

- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

- недвижимым имуществом.

Денежными же средствами, являющимися иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом N 7-ФЗ.

Следовательно, и средствами субсидий на выполнение госзадания и доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Специалисты финансового ведомства отмечают, что:

- Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не установлен запрет на увеличение расходов на выплату заработной платы за счет экономии по другим расходам (письмо Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2701);

- в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, средства данной экономии могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения на иные выплаты (в том числе на увеличение заработной платы) с обязательным уточнением Плана ФХД (смотрите письма Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 30.12.2010 N 02-03-06/5448).

Таким образом, при достижении экономии средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания, они могут быть направлены на увеличение расходов на выплату заработной платы.

2. По общему правилу фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Согласно п. 2.1 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных..." системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Соответственно, особенности формирования фонда оплаты в части осуществления компенсационных выплат работникам за счет тех или иных источников финансового обеспечения деятельности труда могут быть предусмотрены в примерном положении, утвержденном учредителем бюджетного учреждения. При этом бюджетному учреждению целесообразно предусмотреть соответствующие положения при разработке Положении об оплате труда даже при отсутствии рекомендаций со стороны учредителя.

Согласно п. 3 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822), доплата за работу в ночное время относится к выплатам компенсационного характера, размеры и условия осуществления которых устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 7 Приложения 2 Приказа N 822).

Напомним, что действующими нормативными правовыми актами определен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (ч. 2 ст. 154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554). При этом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором могут быть предусмотрены более высокие размеры доплат (письмо Минздравсоцразвития России и Роструда от 28.10.2009 N 3201-6-1).

Минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам-инвалидам, установлена ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) и составляет 30 календарных дней. Вместе с тем коллективным договором или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, может устанавливаться отпуск продолжительностью 35 дней.

Предусматривая в коллективном договоре более высокие размеры доплат за работу в ночное время и дополнительные дни оплачиваемых отпусков для отдельных категорий работников, работодатель предоставляет работникам дополнительные социальные гарантии, а также принимает на себя обязательства нести расходы, связанные с их предоставлением (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В качестве источника финансового обеспечения обязательств, связанных с предоставлением дополнительных социальных гарантий работникам, предусмотренных коллективным договором, по нашему мнению, бюджетному учреждению целесообразнее отдать предпочтение средствам от приносящей доход деятельности.

В свою очередь, выбор в качестве источника финансового обеспечения дополнительных социальных гарантий работникам средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания, не противоречит нормам действующего законодательства, при отсутствии ограничений по принятию указанных обязательств, установленных учредителем.*(1)

Так, субсидии, перечисляемые учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, носят целевой характер - они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период.

Соответственно, за счет данных средств не должны осуществляться расходы, не связанные с выполнением задания, если иное прямо не предусмотрено законом.

И напротив, любые расходы, направленные на финансовое обеспечение выполнения задания, могут быть оплачены по виду деятельности "4" за счет экономии текущего года, даже если они не были включены в перечень (расчет) нормативных затрат.

Во многих письмах Минфина России речь идет об экономии средств субсидии на выполнение задания (смотрите, например, письма от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132). В этих письмах нет ссылок на положения ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, напротив, из их содержания можно сделать вывод - бюджетные учреждения могут "зафиксировать" экономию средств субсидии уже в течение года.

Каким образом может быть оформлена экономия, запланированная и достигнутая в течение года? В настоящее время вопрос остается открытым.

При условии достижения экономии средств субсидии в течение года учреждение имеет право осуществлять расходы по определенному направлению с превышением объема расходов, который был предусмотрен по этому же направлению нормативными затратами, или же вообще осуществлять расходы не учитываемые при определении размера нормативных затрат.

Таким образом, при осуществлении компенсационных выплат и расходов, связанных с предоставлением дополнительных социальных гарантий работникам, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания возможно при выполнении следующих условий:

- расходы направлены на выполнение госзадания (выплаты осуществляются в пользу работников, занятых в рамках деятельности по выполнению госзадания);

- расходы осуществляются в пределах средств фонда оплаты труда, предусмотренного утвержденным Планом ФХД;

- госзадание выполняется в полном объеме, в установленные сроки и с соблюдением показателей по качеству.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

29 октября 2014 г.

 


*(1) Смотрите, например, п. 28.13 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.08.2014 N П/370).

Все консультации данной рубрики