Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.11.2014
ВОПРОС:
В бухгалтерском учете муниципального бюджетного учреждения появилась необходимость разделения одного объекта основных средств (здания) на четыре самостоятельных объекта (с одинаковым функциональным назначением) в связи с получением новых кадастровых паспортов на эти объекты. При этом суммарная кадастровая стоимость четырех объектов превышает балансовую стоимость единого объекта (здания) в учете учреждения. Здания находятся у учреждения в оперативном управлении, изменения в Росреестр по указанным объектам в настоящий момент не внесены (в связи с затруднениями в оценке их стоимости). На каком основании одно здание можно разделить на четыре в учете муниципального бюджетного учреждения? По какой стоимости следует принять к учету разделенные объекты?
ОТВЕТ:

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентирован Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).

Сам по себе факт получения новых кадастровых номеров в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не влечет за собой необходимость внесения изменений в учет объектов недвижимого имущества.

Отметим, что ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией N 174н прямо не предусмотрен порядок документального оформления хозяйственных операций по разделению объектов и постановке на учет их как самостоятельных основных средств, не определен также порядок отражения таких операций в учете.

Поэтому если профильной комиссией по поступлению и выбытию активов будет принято решение о таком разделении, то учреждению желательно определить подробный порядок организации бухгалтерского учета в подобных ситуациях в рамках учетной политики. Разделение объекта основных средств на несколько новых может быть осуществлено на основании решения профильной комиссии и приказа (распоряжения) руководителя учреждения и оформлено соответствующим Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (форма 0306030) на каждый выделенный объект основных средств. На единый объект в этом случае потребуется оформить Акт о списании основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003).

В рассматриваемой ситуации из-за разделения одного здания появляются четыре новых объекта основных средств. По нашему мнению, в данном случае в учете учреждения следует отразить условную ликвидацию здания и принятие к учету четырех новых объектов основных средств. Инвентарную карточку учета основных средств (форма 0504031) на здание при этом следует закрыть и открыть новые карточки на новые (разделенные) объекты учета с присвоением им новых инвентарных номеров. В инвентарных карточках в таблице движения в графе "Причина выбытия объекта" может быть сделана запись "В результате разделения на новые инвентарные объекты" с указанием номеров новых объектов. В инвентарных карточках при постановке на учет новых объектов нужно дать ссылку на инвентарный номер выбывшего здания.

Наиболее проблемным моментом в данной ситуации является определение стоимости новых объектов. В соответствии с требованиями п. 23 Инструкции N 157н к балансовому учету объекты нефинансовых активов принимаются по их первоначальной (фактической) стоимости. Согласно п. 27 Инструкции N 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Первоначальная (балансовая) стоимость нефинансовых активов подлежит изменению только в следующих случаях:

- достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация;

- частичная ликвидация (разукомплектация);

- переоценка объектов нефинансовых активов.

Как видим, кадастровая стоимость недвижимого имущества в бухгалтерском учете не отражается.

Порядок определения стоимости для вновь принимаемых объектов, выделенных из единого объекта основных средств, не установлен действующими нормативными правовыми актами, соответственно, бюджетное учреждение вправе разработать собственный способ расчета стоимости разделенных объектов и закрепить его в учетной политике. Исходя из положений п. 25 Инструкции N 157н (с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ N 89н от 29.08.2014 (регистрация в Минюсте РФ 20.10.2014, рег. N 34361)) вновь поступившие объекты (в том числе безвозмездно полученные) принимаются к учету по оценочной стоимости (решение профильной комиссии, независимая экспертная оценка). Косвенно такая позиция подтверждается разъяснениями Минфина России в письме от 23.09.2013 N 02-06-10/39403.

Одним из вариантов определения оценочной стоимости зданий комиссией учреждения в рамках возложенных на нее полномочий может быть способ определения стоимости пропорционально площади каждого из вновь принимаемых зданий к общей площади списываемого (ликвидируемого) объекта.

Согласно положениям Инструкции N 157н рассматриваемые хозяйственные операции могут быть оформлены в учете бюджетного учреждения как списание основного средства по иным основаниям (уточнение учетных данных в связи с изменившимися обстоятельствами - получением новых кадастровых паспортов) и последующего принятия к учету безвозмездно полученных четырех новых объектов.

При принятии решения о необходимости внесения уточнений в данные бухгалтерского учета на основании Справки (форма 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, в бухгалтерском учете в соответствии с п. 12, п. 28 Инструкции N 174н выбытие здания отражается следующими записями:

Дебет 4 104 12 410 Кредит 4 101 12 410

- отражено выбытие здания в части начисленной амортизации;

Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 101 12 410

- отражено выбытие здания в части его остаточной стоимости.

Порядок принятия к учету "новых" объектов основных средств применительно к рассматриваемой ситуации нормативно не урегулирован. Однако исходя из экономической сущности операции и принимая во внимание, что фактически здание не выбывает, а новые здания не поступают в учреждение, мы считаем возможным отразить принятие к учету каждого из четырех зданий следующей корреспонденцией:

Дебет 4 101 12 310 Кредит 4 401 10 172

- принято к учету выделенное здание по оценочной стоимости.

В результате финансовый результат по отражению в учете разделения одного здания на четыре будет сформирован на счете 4 401 10 172, что не противоречит действующим нормам бухгалтерского учета.

Так как такой порядок прямо не предусмотрен Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н, то его следует утвердить в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции N 157н, п. 4 Инструкции N 174н).

С учетом положений последнего абзаца п. 44 Инструкции N 157н при определении срока полезного использования каждого вновь принятого к учету здания может быть учтен срок их фактической эксплуатации в составе единого объекта.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

27 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики