Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.11.2014
ВОПРОС:
Возможна ли выдача наличных денежных средств из кассы казенного учреждения подотчетному лицу на мелкие хозяйственные расходы учреждения без проведения конкурсной процедуры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не ограничивает право заказчиков на выдачу своим сотрудникам денежных средств под отчет для осуществления тех или иных расходов в интересах учреждения. В связи с этим отметим, что от имени юридического лица могут действовать не только его органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ), но и представители - лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ). Действия представителя, в данном случае - подотчетного лица, непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого, в данном случае - организации (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения, следовательно, приобретение им за наличные деньги товаров, работ, услуг от имени заказчика следует квалифицировать как закупку, которая должна осуществляться в соответствии с правилами Закона N 44-ФЗ.

Совершенная таким образом закупка товаров (работы, услуги) по поручению учреждения является по своей сути закупкой у единственного поставщика, поэтому должны быть соблюдены требования ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

При этом оплата заказчиками обязательств, связанных с указанной закупкой товаров, работ и услуг, может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм на закупку товаров, работ и услуг с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (смотрите п. 2 письма Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043).

Таким образом, федеральное казенное учреждение вправе производить закупки через подотчетных лиц в сумме, не превышающей 100 тыс. руб., без каких-либо ограничений.

Существует и другая ситуация когда товары, работы, услуги, приобретаются самим работником - физическим лицом от своего имени (например при направлении работника в служебную командировку приобретаются работником гостиничные услуги, билеты от своего имени, случаи, когда в период служебной командировки или в связи со служебными поездками у работника возникает необходимость произвести те или иные затраты, связанные с выполнением поручения работодателя), такое приобретение, на наш взгляд, не является закупкой товара (работы, услуги) по смыслу этого понятия, определенного в п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Обязанность работодателя по возмещению сотруднику таких расходов основана на нормах трудового законодательства (ст.ст. 168, 168.1 ТК РФ), а не Закона N 44-ФЗ. При таких обстоятельствах приобретение сотрудником товаров, работ или услуг осуществляется не в рамках закупки на основании правил Закона N 44-ФЗ (смотрите также письма Минэкономразвития России от 23.12.2008 N Д05-5895, от 10.06.2008 N Д05-2331, п. 1 письма от 27.10.2008 N Д05-4673. Указанные разъяснения были даны по вопросам применения норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Названный федеральный закон в настоящее время утратил силу, однако, поскольку правовое регулирование отношений по закупке товаров (работ, услуг) Законом N 44-ФЗ имеет значительное сходство с правилами Закона N 94-ФЗ, изложенная правовая позиция может иметь значение и в настоящее время.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

 

31 октября 2014 г.

Все консультации данной рубрики