Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.11.2014
ВОПРОС:
Сотрудник государственного бюджетного образовательного учреждения (вуза) просит оплатить публикацию его статьи в стороннем журнале. Имеет ли право данное образовательное учреждение заключать договоры на оказание соответствующих услуг по публикации с другими организациями и оплачивать публикации своих сотрудников?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение (вуз) вправе заключить договор, предметом которого является публикация статьи сотрудника, при соблюдении следующих условий:

- заключение указанного договора не противоречит целям и задачам уставной деятельности учреждения;

- соответствующее направление расходов предусмотрено Планом ФХД;

- государственное (муниципальное) задание будет выполнено в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.

 

Обоснование вывода:

Положения законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением всеми полученными доходами, в частности:

1) доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ);

2) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ):

- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

- недвижимым имуществом.

Денежными же средствами, являющимися иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом N 7-ФЗ.

Следовательно, и средствами субсидий на выполнение госзадания и доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

При этом, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.

В рекомендациях Минфина России от 22.10.2013 отмечено, что положения п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ содержат перечень расходов, которые должны быть учтены при определении размера субсидии на государственное (муниципальное) задание. Вместе с тем это не препятствует расширению перечня данных расходов в случае, если дополнительные расходы направлены на финансовое обеспечение оказания государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) услуг.

Отметим, что в п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлено единственное ограничение совершения бюджетными учреждениями определенного вида сделок, а именно: запрет на размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Иных запретов на принятие бюджетными учреждениями обязательств при осуществлении уставной деятельности действующее законодательство не содержит.

При этом принципиальная возможность, а также порядок принятия обязательств по оплате (возмещению) публикационных расходов сотрудников должна быть предусмотрена локальным нормативным актом бюджетного учреждения*(1).

Принятие подобного рода обязательств может быть реализовано учреждением как путем выплаты компенсации, размер которой рассчитывается исходя из определенной суммы расходов, понесенных сотрудником, так и путем заключения договора на приобретение услуг в интересах работника.

Таким образом, бюджетное учреждение вправе заключить договор, предметом которого является публикация статьи сотрудника, если:

- заключение договора осуществляется в рамках уставной деятельности учреждения;

- соответствующее направление расходов предусмотрено Планом ФХД учреждения;

- государственное (муниципальное) задание будет выполнено в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.

Напомним, что бюджетные учреждения заключают договоры в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах от своего имени (п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ). При этом бюджетные учреждения при заключении таких договоров по общему правилу обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

27 октября 2014 г.

 


*(1) Смотрите, например, "Правила компенсации в 2014 году расходов, произведенных работниками СПбГУ....", утвержденные приказом СПбГУ от 25.09.2014 N 5076 (с текстом которого можно ознакомиться пройдя по ссылке: http://spbu.ru/images/orders/5076_1.pdf).

Все консультации данной рубрики