Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
18.11.2014
- Сотрудник государственного бюджетного образовательного учреждения (вуза) просит оплатить публикацию его статьи в стороннем журнале. Имеет ли право данное образовательное учреждение заключать договоры на оказание соответствующих услуг по публикации с другими организациями и оплачивать публикации своих сотрудников?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение (вуз) вправе заключить договор, предметом которого является публикация статьи сотрудника, при соблюдении следующих условий:
- заключение указанного договора не противоречит целям и задачам уставной деятельности учреждения;
- соответствующее направление расходов предусмотрено Планом ФХД;
- государственное (муниципальное) задание будет выполнено в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Обоснование вывода:
Положения законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением всеми полученными доходами, в частности:
1) доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ);
2) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ):
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Денежными же средствами, являющимися иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом N 7-ФЗ.
Следовательно, и средствами субсидий на выполнение госзадания и доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
При этом, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
В рекомендациях Минфина России от 22.10.2013 отмечено, что положения п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ содержат перечень расходов, которые должны быть учтены при определении размера субсидии на государственное (муниципальное) задание. Вместе с тем это не препятствует расширению перечня данных расходов в случае, если дополнительные расходы направлены на финансовое обеспечение оказания государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) услуг.
Отметим, что в п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлено единственное ограничение совершения бюджетными учреждениями определенного вида сделок, а именно: запрет на размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Иных запретов на принятие бюджетными учреждениями обязательств при осуществлении уставной деятельности действующее законодательство не содержит.
При этом принципиальная возможность, а также порядок принятия обязательств по оплате (возмещению) публикационных расходов сотрудников должна быть предусмотрена локальным нормативным актом бюджетного учреждения*(1).
Принятие подобного рода обязательств может быть реализовано учреждением как путем выплаты компенсации, размер которой рассчитывается исходя из определенной суммы расходов, понесенных сотрудником, так и путем заключения договора на приобретение услуг в интересах работника.
Таким образом, бюджетное учреждение вправе заключить договор, предметом которого является публикация статьи сотрудника, если:
- заключение договора осуществляется в рамках уставной деятельности учреждения;
- соответствующее направление расходов предусмотрено Планом ФХД учреждения;
- государственное (муниципальное) задание будет выполнено в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Напомним, что бюджетные учреждения заключают договоры в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах от своего имени (п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ). При этом бюджетные учреждения при заключении таких договоров по общему правилу обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
27 октября 2014 г.
*(1) Смотрите, например, "Правила компенсации в 2014 году расходов, произведенных работниками СПбГУ....", утвержденные приказом СПбГУ от 25.09.2014 N 5076 (с текстом которого можно ознакомиться пройдя по ссылке: http://spbu.ru/images/orders/5076_1.pdf).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним