Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

21.11.2014
ВОПРОС:
Облагаются ли страховыми взносами суммы среднего заработка, выплачиваемые сотруднику за предоставленные дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами? Подлежат ли эти суммы обложению НДФЛ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат обложению НДФЛ.

Вопрос обложения данных страховыми взносами в настоящее время остается спорным. Полагаем, что организация, не начислившая страховые взносы на суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, с большой долей вероятности сможет отстоять свою позицию в судебном порядке.

 

Обоснование вывода:

 

НДФЛ

Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

При этом доходы, освобождаемые от обложения налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст. 217 НК РФ. В частности, на основании п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

До недавнего времени Минфин России (письмо от 09.12.2010 N 03-04-05/8-720) придерживался мнения, что оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Другие пункты ст. 217 НК РФ также не предусматривают освобождения от обложения НДФЛ доходов в виде оплаты дополнительных четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами (письма Минфина России от 12.12.2007 N 03-04-05-01/407, от 14.06.2006 N 03-05-01-04/159).

Подобная позиция финансового ведомства привела к возникновению многочисленных налоговых споров по данному вопросу. В результате Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 (далее - Постановление N 1798/10) указал, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Следовательно, "оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц не подлежит..."

После опубликования Постановления N 1798/10 Минфин России своей позиции не изменил, как и раньше, специалисты финансового ведомства продолжают утверждать, что ст. 217 НК РФ не содержит оснований для необложения НДФЛ рассматриваемых выплат. Однако теперь в своих письмах Минфин России после изложения своей точки зрения также приводит и точку зрения ВАС, давая прямую ссылку на Постановление N 1798/10 письма Минфина России от 22.11.2013 N 03-04-06/50506, от 19.07.2013 N 03-04-06/28330, от 30.05.2013 N 03-04-06/19680, от 27.03.2013 N 03-04-05/6-294, от 19.03.2013 N 03-04-05/6-241, от 19.03.2013 N 03-04-06/8399, от 28.12.2012 N 03-04-05/6-1451, от 15.11.2012 N 03-04-06/6-324, от 02.08.2012 N 03-04-06/8-212, от 13.01.2012 N 03-04-06/8-4, от 24.11.2011 N 03-04-06/8-318). При этом в одном из писем отмечается, что решения ВАС РФ и, в частности, Постановления N 1798/10, являются обязательными для применения только арбитражными судами (письмо от 01.07.2011 N 03-04-08/8-101).

Здесь отметим, что письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами, то есть мнение финансового ведомства, выраженное в том или ином разъяснении, юридической силы не имеет. Причем сам Минфин России разъясняет, что его письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц.

Так, например, в письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 указано: содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин России, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не предоставляет в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России). Таким образом, Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса. На это письмо финансовое ведомство ссылается и в настоящее время, что показывает неизменность позиции по вопросу применимости писем и разъяснений Минфина России (письмо Минфина России от 28.04.2014 N 03-03-06/1/19867).

Также специалисты Минфина России обращают внимание налогоплательщиков, что в ситуациях, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения российского законодательства о налогах и сборах расходятся с решениями, постановлениями, письмами ВАС РФ, Верховного Суда РФ налоговые органы при принятии решения обязаны руководствоваться именно мнением судов, а не мнением Минфина (письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, доведено для сведения и использования в работе письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097).

Что касается представителей ФНС, то они, выражая свою общую позицию в отношении применения налоговыми органами арбитражной практики, указывают, что, если по какому-либо вопросу сложилась устойчивая арбитражная практика (тем более в случае рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ), ФНС не считает целесообразным отстаивать противоположную позицию. Мнение ВАС РФ доводится до сотрудников налоговых органов, оно размещается на сайте для информирования и руководства к действию. Соответственно, единой согласованной позиции можно не следовать, а пользоваться решением ВАС РФ Подобные выводы сделаны и в письме ФНС от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@.

По вопросу обложения НДФЛ среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, ФНС России прямо высказалась в письме от 09.08.2011 N АС-4-3/12862@. Где отмечено, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться именно арбитражной практикой, предусматривающей освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц указанных выплат (смотрите также п. 44 письмо ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Таким образом, с учетом всего вышесказанного полагаем, что суммы оплаты среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат обложению НДФЛ. Налоговые риски для организаций, следующих этой позиции, минимальны.

В заключение также обратим внимание, что содержащееся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1798/10 толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Учитывая это, в случае возникновения спора с налоговиками по вопросу обложения НДФЛ рассматриваемых выплат арбитражный суд обязан будет руководствоваться указаниями Президиума ВАС, то есть фактически встать на сторону налогоплательщика.

 

Страховые взносы

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

На основании части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг по договорам авторского заказа, по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионным договорам и т.п.

Базой для начисления страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (часть 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Статьей 262 ТК РФ предусмотрены четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

В ст. 9 Закона N 212-ФЗ данные выплаты напрямую не упомянуты в составе сумм, на которые страховые взносы начисляться не должны. Это позволило специалистам Минздравсоцразвития России в письме от 15.03.2011 N 784-19 сделать вывод о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, как и суммы среднего заработка, выплачиваемые в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. Эту же позицию косвенно подтверждали письма Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19, от 10.03.2010 N 10-4/308103-19, от 10.03.2010 N 10-4/306657-19.

В то же время нельзя не упомянуть разъяснения, которые имели место в письме Минздравсоцразвития России от 07.05.2010 N 10-4/325233-19. Согласно этим разъяснениям с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования РФ. Данные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. В итоге ведомство заключило, что обсуждаемые выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами.

Отметим, что в данном письме используется словосочетание "вне рамок", которое можно поставить в противовес понятию "выплаты в рамках трудовых отношений", пришедшему на смену более узкому понятию "выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг", применяемому в редакции нормы части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, действовавшей до 01.01.2011 (то есть в момент выхода указанного письма).

Позднее в письмах ФСС России от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158 было указано, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, независимо от источника финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.

А в письме ФСС России от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169 обращается внимание на то, что дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не исключаются из расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку данные выплаты облагаются страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ.

Однако судебная практика в отношении споров с ФСС и ПФР по данному вопросу складывается в абсолютном большинстве случаев в пользу плательщика страховых взносов*(1). Об этом свидетельствуют:

- определения Верховного Суда РФ от 26.08.2014 N 309-ЭС14-386, ВАС РФ от 30.07.2014 N ВАС-9647/14, от 28.07.2014 N ВАС-9293/14, от 28.05.2014 N ВАС-6180/14, от 28.05.2014 N ВАС-6160/14, от 30.04.2014 N ВАС-5230/14, от 27.03.2014 N ВАС-3057/14, от 14.01.2014 N ВАС-19448/13, от 26.12.2013 N ВАС-18907/13, от 11.12.2013 N ВАС-17034/13, от 09.12.2013 N ВАС-17225/13, от 08.11.2013 N ВАС-15362/13, от 18.10.2013 N ВАС-10905/13, от 08.10.2013 N ВАС-10925/13, от 07.10.2013 N ВАС-10865/13, от 30.08.2013 N ВАС-11489/13, от 02.08.2013 N ВАС-10126/13, от 18.07.2013 N ВАС-8674/13;

- постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.10.2014 N Ф02-4324/14 по делу N А19-452/2014, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.08.2014 N Ф03-3148/14 по делу N А04-413/2014, ФАС Центрального округа от 05.08.2014 N Ф10-2342/14 по делу N А35-5093/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2014 N Ф04-6078/14 по делу N А45-15057/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 по делу N А43-4317/2013, от 31.01.2014 по делу N А29-7650/2012, от 28.01.2014 по делу N А29-7701/2012, ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2014 по делу N А05-8490/2013, от 03.04.2014 по делу N А13-8464/2013, от 31.03.2014 по делу N А13-7136/2013, от 13.02.2014 по делу N А56-39854/2013, ФАС Московского округа от 17.02.2014 N Ф05-17848/2013, ФАС Уральского округа от 01.08.2014 N Ф09-4248/14 по делу N А60-39316/2013, от 16.04.2014 N Ф09-1218/14, от 07.04.2014 N Ф09-1191/14.

Как видно из обширной судебной практики, невключение в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплаченных работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, является правомерным.

Так, при рассмотрении вопроса о квалификации расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, было отмечено, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, которые обязаны осуществлять должный уход за детьми-инвалидами (определение Верховного Суда РФ от 26.08.2014 N 309-ЭС14-386). Оплата работодателем дополнительных выходных в подобной ситуации не является стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементом оплаты труда. В этой связи расходы на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2014 N Ф04-6078/14 по делу N А45-15057/2013, например, суд, сославшись на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, указал на то, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление страховых взносов (пени, штрафа).

В постановлении ФАС Уральского округа от 01.08.2014 N Ф09-4248/14 по делу N А60-39316/2013 было указано, что в соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств ФСС РФ. Данные выплаты имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Соответственно, оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.

Наличие судебных решений свидетельствует о том, что вопрос продолжает оставаться спорным. Принимая во внимание арбитражную практику, полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации имеет возможность отстоять свою позицию в судебном порядке.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением выплат, предусмотренных ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.

При этом в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ выплаты родителям (опекунам, попечителям) за дополнительные дни для ухода за детьми-инвалидами не указаны.

По мнению специалистов ФСС России, высказанному в вышеприведенных письмах от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158, выплата работникам за дополнительные дни отдыха для ухода за детьми-инвалидами производится в рамках трудовых отношений и независимо от источника финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее также взносы от НС и ПЗ) в общеустановленном порядке.

По аналогии со страховыми взносами, начисляемыми в силу требований Закона N 212-ФЗ, считаем, что такая позиция не является бесспорной и следует непосредственно из указанных норм.

Суды, рассматривая споры о необходимости обложения страховыми взносами интересующих Вас выплат, считают, что и они носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Поэтому они не включаются в объект обложения страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ((постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.08.2013 N Ф01-10048/13 и ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2013 N Ф07-7309/13, а также постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 N 14АП-10579/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 17АП-13700/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 N 13АП-19671/13).

Хотя, например, в более раннем постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 N 02АП-6087/12 суд пришел к выводу, что выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поэтому так же, как и в случае со страховыми взносами, уплачиваемыми на основании Закона N 212-ФЗ, мы полагаем, что неначисление взносов от НС и ПЗ на указанные выплаты повлечет необходимость отстаивать свою позицию в суде.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

31 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) В некоторых решениях судьи признавали верной позицию специалистов Минздравсоцразвития, изложенную в письме от 15.03.2011 N 784-19 (смотрите, например, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 N 19АП-2997/12 (оставлено без изменения постановлением ФАС Центрального округа от 31.10.2012 N Ф10-3740/12)), и считали, что рассматриваемые выплаты подлежат обложению страховыми взносами.

Все консультации данной рубрики