Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

24.11.2014
ВОПРОС:
Налоговый орган отказал представителю налогоплательщика (юридического лица) в выдаче справки об открытых (закрытых) счетах в банке на основании того, что представленная им доверенность не заверена нотариально, а сведения о счетах в банке являются сведениями, составляющими налоговую тайну. По мнению территориального органа ФНС, такие сведения может получить либо директор юридического лица лично, либо любой иной представитель юридического лица, но по доверенности, заверенной нотариально. Кто имеет право на запрос и получение справки об открытых (закрытых) счетах из налогового органа? Относятся ли сведения из данной справки к сведениям, составляющим налоговую тайну?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае отказ налогового органа в выдаче справки об открытых (закрытых) счетах в банке не правомерен.

 

Обоснование вывода:

Сведения о банковских счетах являются сведениями, составляющими банковскую тайну, и могут быть предоставлены банком только самим клиентам или их представителям; иным лицам они могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые определены законом (п.п. 1 и 2 ст. 857 ГК РФ). Так, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности", установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц выдаются кредитной организацией, в частности налоговым органам.

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечень которых прямо поименован в данной норме. В данный перечень сведения о банковских счетах не включены, соответственно, указанные сведения являются сведениями, составляющими налоговую тайну.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Однако очевидно, что по смыслу законодательства ограничение доступа к подобной информации не должно распространяться на ее законных обладателей (то есть тех лиц, к которым эта информация непосредственно относится).

ФНС России в письме от 23.05.2011 N ПА-4-6/8136@ разъяснила, что организация вправе обратиться в налоговый орган с официальным запросом об имеющихся у нее счетах в банках, сведениями о которых располагает налоговый орган. Указанный запрос должен быть оформлен в письменном виде на бланке в соответствии с требованиями делопроизводства и скреплен печатью либо направлен в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Запрос также должен содержать указание цели и правового основания затребования конфиденциальной информации и быть подписан уполномоченным должностным лицом.

В силу п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 2 ст. 26 НК РФ). В указанном выше письме от 23.05.2011 N ПА-4-6/8136@ ФНС России также обращает внимание налогоплательщиков, что в случае представления в налоговый орган запроса организацией через представителя, его полномочия на основании п. 3 ст. 26 НК РФ должны быть документально подтверждены.

В силу п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Так, в частности, законным представителем ООО является его генеральный директор (п. 1 ст. 53 ГК РФ, ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Однако из прямого прочтения процитированного выше п. 1 ст. 26 НК РФ следует, что от имени юридического лица обратиться в налоговый орган за получением справки об открытых (закрытых) счетах в банке может не только законный представитель налогоплательщика, но и его уполномоченный представитель. На основании п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, уполномоченным представителем юридического лица, может быть любое физическое лицо. Однако, в отличие от законного представителя, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации может осуществлять свои полномочия только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом нормы НК РФ не содержат требования об обязательном нотариальном удостоверении доверенности, на основании которой осуществляет свои полномочия представитель юридического лица. Такое требование существует только для уполномоченных представителей физических лиц (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ).

В соответствии с нормами гражданского законодательства письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами, признается доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185 ГК РФ).

Из п. 1 ст. 185.1 ГК РФ следует, что нотариально удостоверена должна быть доверенность:

- на совершение сделок, требующих нотариальной формы;

- на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;

- на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами, за исключением случаев, предусмотренных законом.

По смыслу ст.ст. 185, 185.1 ГК РФ все доверенности, не требующие нотариального удостоверения, могут быть составлены в простой письменной форме.

Обращение в налоговый орган за получением справки об открытых (закрытых) счетах в банках к указанным в п. 1 ст. 185.1 ГК РФ случаям не относится, соответственно, для получения указанной выписки предоставление нотариально удостоверенной доверенности не требуется.

Таким образом, отказ налогового органа в выдаче справки об открытых (закрытых) банковских счетах уполномоченному представителю юридического лица, действующему на основании не заверенной нотариально доверенности, неправомерен.

В заключение напомним, что согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ (ст. 138 НК РФ, смотрите также, например, подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

5 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики